Из айтишника в артисты
Каждый день – читки, репетиции нового спектакля, уроки вокала. Для него театр – это уже не просто хобби. Героя нашей статьи актюбинцы знают как айтишника. В школьные годы Антон Аулов ходил на радиокружок в городской центр технического творчества, потом окончил политехнический колледж по специальности «программист», ушёл в сферу продаж и основал свою компанию по автоматизации работы офисов. В 2015 году стал спонсировать соревнования юных изобретателей и возглавил федерацию робототехники.
– Мне сложно работать в системе образования, – признаётся Антон Аулов. – Много бухгалтерских и юридических требований для общественных объединений. В общем, понял, что это всё – не моё. В 2016 году я передал свои полномочия вице-президентам федерации, занялся IT-консалтингом и через три года переехал в Алматы. Приехал по делам в южную столицу и понял, что отсюда никуда не хочу уезжать. Так как я вёл семинары, тренинги, то пошёл на курсы ораторского мастерства, затем – на актёрские тренинги независимого экспериментального театра "Арт-убежище BUNKER", чтобы убрать страх сцены. И меня затянуло…
Образование – не главное?
В новом городе кардинально менять жизнь проще, чем в родном крае. В Алматы много театров, где можно играть без актёрского образования.
– Спорный вопрос: кого сегодня можно называть профессиональным актёром, а кого непрофессиональным, – размышляет Антон Аулов. – Как говорит мой преподаватель, если тебе платят деньги, ты уже являешься профессионалом. А вот уровень профессионализма – это уже другой вопрос. Три месяца мы работали над спектаклем, в котором процентов 40 были люди, кто первый раз вышел на сцену, и тем не менее мы поставили хороший спектакль. Есть гипотеза: чтобы обрести мастерство в любом деле, нужно отработать 10.000 часов. Например, у программистов нет требования об обязательном образовании. Пройди несколько курсов и узнаешь намного больше, чем за все годы учёбы в вузе. Также точно нельзя сказать, что все актёры на большой сцене являются профессионалами. И есть те, кто оканчивал театральные вузы, но всю жизнь играют второстепенные роли.
В частных независимых театрах все спектакли рассчитаны на небольшой круг зрителей.
– Это камерные спектакли, – объясняет начинающий артист. – Некоторые артисты считают, что в камерных играть тяжелее, чем на большой сцене. Малая сцена, зритель очень близко от артиста и сразу видит каждый взгляд, каждое движение, при этом ты не должен замечать зрителя. Я не скажу, что раньше страдал от комплексов, да и предприниматель не может быть зажатым. Но первое время, конечно, чувствовал мандраж. Страх сцены полностью не пропадает. Главное, научиться правильно им управлять. На сцене ты превращаешься в ребёнка. Многие люди, благодаря работе в театре, прорабатывают свои детские травмы.
В прошлом году Антон Аулов сыграл около 20 разных ролей в спектаклях. Из последних: домовой и профессор.
– А амплуа, которое мне нравится (причём в жизни я от него далёк), это быдло, – смеётся Антон. – Мне нравится играть разных гопников.
Театр дешевле, чем кино
Конечно, Антон Аулов совсем уж не забросил бизнес.
– Это мой основной хлеб, – говорит IT-специалист. – Пока творчество не приносит высокий доход. Неудивительно, что актёры государственных театров подрабатывают на тоях, в рекламе, потому что невозможно жить на такую зарплату. Почему в театр дешевле сходить, чем в кино? Я считаю, билет на спектакль должен в три раза превышать стоимость билета в кино. И даже при таких ценах народ продолжает ходить в кинотеатры. Работа актёров недооценена. Киноиндустрия развивается, а театры выживают. Министерство культуры не заинтересовано, чтобы театр зарабатывал. Я считаю, что быть артистом намного тяжелее, чем айтишником. Я пробовал себя в разных сферах, и театральная – для меня самая трудная. Нужно постоянно работать над голосом, пластикой и другими вещами. Если актёр не развивается, это превращается в ремесло, как говорил Станиславский, а ремесленник – уже не артист. Обидно, что в Актобе залы битком набиты на приезжие спектакли стоимостью от 8.000 тенге и выше, а на местные постановки не все ходят. Хотя у нашего актюбинского драмтеатра много спектаклей по хорошим пьесам.
С людьми интереснее, чем с компьютерами
Сегодня Антон Аулов задействован в 5 театральных проектах. Друзья и знакомые по-разному относятся к тому, что айтишник вдруг пошёл творческой тропой. И уже даже придумал себе сценический псевдоним «Балу».
– В основном поддерживают, но кто-то считает, что это несерьёзно, просто хобби, – говорит наш собеседник. – Я отдаю театру столько времени и сил, что не могу уже это называть просто увлечением. Репетиции проходят каждый день. Также пытаюсь перенести предпринимательские навыки на театр: продюсировать спектакли, открыть школу актёрского мастерства. Я когда-то ушёл из программирования, потому что там требуется большая усидчивость, а мне всегда нужно движение. Взаимодействие с людьми мне нравится всё-таки больше, чем с компьютером.
Бывший актюбинец вспоминает, что на тренинг по актёрскому мастерству вместе с ним ходили ученики от 16 до 60 лет.
– Никогда не поздно что-то менять, – считает Антон Аулов. – И для этого необязательно бросать вашу нынешнюю работу. Не хватает времени – это не причина. Мы находим время, чтобы посидеть в соцсетях, загрузить очередной пост. Любое дело можно всегда начинать как с хобби, и не думать, сможете ли вы на этом зарабатывать. Начните, а время покажет. Жизнь – интересная игра.