«История - это мастерская Бога»
– Причины, по которым люди попадают в деструктивные культы, самые разные, но основная и, надо полагать, самая существенная – внутреннее уныние и, как следствие этого, попытка скрыться от реальности, – говорит настоятель храма Святого князя Владимира Дмитрий Соловьёв. – Тяжёлая во всех отношениях жизнь породила множество проблем, с которыми приходится сталкиваться человеку. Люди пытаются убежать от навалившихся на них бед, и зачастую бегство это не приносит им удовлетворения. Кто-то в своих духовных исканиях возвращается к вере отцов, иные, стараясь забыться, утопают в страстях и пороках, а другие, странствуя по морю житейскому, забредают в дебри тоталитарных и неохаризматических общин. Человек стремится к тому, чтобы убежать подальше от высокой стоимости жизни, от безработицы и инфляции, от ярко выраженной социальной несправедливости. Куда угодно, только бы подальше от действительности! К сожалению, весьма часто случается, что именно находящийся в состоянии внутренней депрессии и безысходности человек легко попадает в сети таких горе-проповедников.
Место, называемое Иссык-Куль
С начала 1990-х годов наблюдается возрождение православных традиций в Казахстане, хотя параллельно происходит упадок общего числа и доли их в населении из-за массовой эмиграции русскоязычных в постсоветский период.
В середине XIX века известный русский ученый, исследователь Центральной Азии, Пётр СЕМЁНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ, находясь в Венеции, получил возможность изучить так называемую Каталонскую карту мира, составленную в 1375-1377 годах Авраамом и Иегуди КРЕСКЕСАМИ. Учёный обратил внимание на изображение здания с крестом, которое помещалось на северном берегу озера Иссык-Куль, что в 70 километрах от Алма-Аты, в киргизской части Семиречья. Рядом на карте он увидел надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста».
– На берегах Иссык-Куля и сегодня активно проводятся археологические раскопки, – отмечает отец Дмитрий. – Исследования показали, что на территории современных Киргизии и Казахстана в древние времена существовали христианские церкви. Так, например, на городище Ак-Бешим были раскопаны христианская церковь и кладбище вокруг неё. На Краснореченском городище тоже проживала христианская община, о чём свидетельствуют могильные камни с эпитафиями и погребения, где находили бронзовые и нефритовые христианские кресты, так называемые «кайраки». Кроме того, на Иссык-Куле нашли покрытую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены 12 апостолов. В 18-м веке начался длительный процесс добровольного вступления в русское подданство 3 казахских жузов с одной стороны и движение русского казачества в Центрально-Азиатские пределы для защиты новых русских подданных – с другой. Тогда же, в 18-м веке, на территории современного Казахстана русскими казаками были основаны первые крепости-форпосты: Семипалатная, Усть-Каменогорская, Петропавловская. Вдоль пограничной линии и в военных оборонительных укреплениях стали возводиться первые православные храмы.
С образованием крепостей в азиатские пределы потянулись русские крестьяне-переселенцы, которые отличались глубокой религиозностью.
В 1854 году был заложен первый форпост непосредственно в Семиреченском крае – укрепление Верное, которому в 1867 году император Александр II присвоил статус города.
4 мая 1871 года императорским указом было утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии. По настоянию генерал-губернатора Туркестана Константина КАУФМАНА, местом постоянного пребывания нового епископа был выбран не Ташкент, а Верный. Именно это решение предопределило стремительное духовное развитие Верного вскоре после учреждения кафедры.
Как рассказывает Дмитрий Соловьёв, на момент учреждения епархии в Семиреченской области было 13 церквей. Духовенство епархии тогда состояло почти из одних священников. Диаконов в Семиреченской области было только трое. Известно, что первые священники прибыли в Семиречье из Томской, Оренбургской, Уфимской, Новгородской, Казанской, Воронежской и Волынской епархий. Практически все они были неплохо подготовлены – у них было полное семинарское образование.
Новая Актюбинская епархия
В последние годы в Казахстане организовано несколько новых епархий, что повсеместно оживило духовную жизнь.
– По благословению нашего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла столицы и областные центры посетили такие святыни Православия, как Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы, мощи святых мучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, святителя Спиридона Тримифунтского, – рассказывает отец Дмитрий. – В мае 2012 года состоялся визит в Астану Святейшего Патриарха, который принял участие в саммите религиозных лидеров и освятил новое здание духовно-культурного центра при Успенском кафедральном соборе.
В 2021 году Русская Православная Церковь отметила 150 лет своего служения на земле Казахстана и приезд в 1872 году первого епископа – преосвященного Софония (Сокольского).
Весной этого года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Актюбинская и Кызылординская епархия, с включением в неё города Байконур, управляющим которой стал епископ Игнатий (Сидоренко).
Вообще православие появилось на территории Казахстана в ходе русского освоения Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль Великого Шёлкового пути с юго-востока в 4-5 веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до 7-8 веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи.
Начало истории христианства на территории Казахстана, по преданию, было положено ещё во времена апостольские. Миссионерский путь апостолов Фомы и Матфея мог касаться этого региона.
В более поздний период, во время Вселенских Соборов, с проповедью христианства (несторианского толка) в пределы Центральной Азии пришли сирийские миссионеры.
Основные направления христианства
Основные направления христианства – это православие, католицизм и протестантизм. Каждое из них имеет свои разветвления и направления. Например, такое популярное течение, как лютеранство – одно из ветвей протестантства. Изначально было намного меньше направлений. А такое их количество в настоящее время – это результат разделения сфер влияния и власти.
Сначала центром христианства считался Константинополь. Со временем конкуренцию ему составил Рим, который тоже стал претендовать на роль христианской столицы. Православная церковь наиболее близко стоит к традициям раннего христианства. В мире православие исповедуют более 200.000.000 человек. В настоящее время православие в мире представлено рядом автокефальных, то есть самостоятельных церквей: Константинопольская, Александрийская (Африка), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль, Иордания), Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская и другие, есть также автономные православные церкви. Первые церкви, основанные апостолами, были Иерусалимская, Антиохийская, где впервые верующие во Христа стали называться христианами, Константинопольская и Римская. Эти церкви именовались – церкви-сёстры. В 1054 году из «семьи» церквей отделилась Римская церковь.
– Самое крупное направление в христианстве – это католицизм, – разъясняет настоятель храма Святого князя Владимира Дмитрий Соловьёв. – Католицизм распространён в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Германия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), в Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также западных областей Украины и Белоруссии. В католицизме Святой Дух исходит не только от Господа, но и от сына его. В католичестве искупить грехи можно общественным трудом. В отличие от православного, римско-католическое учение признаёт единоличную власть Папы над церковью и ставит церковь в приниженное положение перед Папой Римским. У православных христиан церковь на первом месте. Православные не признают Папу Римского главным в христианстве. Опираясь на древнецерковные вероучительные тексты, православные христиане исходят в своём учении о церкви из того, что церковь – высшая святыня на земле, это царство Духа Святого. Также отличаются обряды богослужения и даты праздников.