Иоганн Штраус и его московские «засмесители»
Маркиз де Карамболь?! Очуметь!
В этот раз зал Дворца студентов был полон. Радовала невысокая цена билетов – всего 4.000 тенге. Вот только в фойе зрители немного повозмущались: нет буфета, гардероб закрыт – и придётся прятать вечерние платья под куртками. А вместо чашечки кофе коротать время в ожидании спектакля пришлось за бутылкой заранее припасённой минералки. Но такие мелочи не могли испортить приятного впечатления. Уже после того, как открылся занавес, стало ясно, что москвичи на выездном спектакле не схалтурили. Яркие декорации, роскошные костюмы, хорошо выстроенный свет, и практически никаких технических погрешностей. Этим приезжие коллективы радуют актюбинцев не всегда. Ведь главные проблемы городских залов – либо отсутствие нужной аппаратуры, либо неумение с ней работать, либо непривычность актюбинских пультов для иногородних световиков и операторов звука.
Первый акт прошёл более чем традиционно. Труппа сохранила даже сцену с болваном–адвокатом, которую обычно вырезают на выездных спектаклях. Разве что исполнительница роли Адель Анна ДОЛГОВА частенько напоминала не горничную 19–го века, а няню Вику из популярного телесериала. Только реплики: «Очуметь!» не хватало.
Такая традиционность могла бы стать минусом постановки. Рано или поздно все коллективы, ставящие легендарные оперетты, сталкиваются с одной и той же трудностью. Шутки, реплики, образы персонажей всем известны с детства. Рассказывать десятки лет один и тот же анекдот сложно даже для профессионала. Те же, кто смотрит «Летучую мышь» на сцене впервые, не может не сравнивать действо с фильмом 1979–го года режиссёра Яна ФРИДА.
– Я так привыкла к фильму, что не могу понять, куда делись некоторые сцены и эпизоды, – поделилась зритель Юлия. – Долго не могла отделаться от чувства, что чего–то не хватает.
А не хватало, в самом деле, многого. Во втором акте некоторые сцены были вырезаны безжалостно. Например, стало непонятно, откуда у Розалинды взялся костюм Летучей мыши, и с чего это она решила ехать на бал к князю Орловскому.
Баронесса, пошла вон!
Традиционная постановка классики горожанам уже приелась, но и вольности в трактовке классики заядлые актюбинские театралы считают едва ли не богохульством. Театр Московской оперетты попытался удовлетворить и тех, и других. Уже в начале второго акта началось то, что иначе, чем расколбасом, не назовёшь. Горничная Адель, изображая баронессу, так лихо задирала кринолин, обнажая панталончики, что повеса Генрих фон Айзенштайн отправился бы с бала в тюрьму не только за браконьерство, но ещё и за изнасилование. Директор тюрьмы поселил Розалинду в «Капитал Плазу», утверждая, будто выезжал за арестантом по адресу: проспект Молдагуловой, дом 46. Тюремный сторож с незадавшимся любовником Альфредом выпивали стоя за самых прекрасных дам (а именно за актюбинских), а потом искали в Актобе голубой Дунай, чтобы искупаться.
Дунаевский централ, ветер с севера
Сторож Фрош тоже не остался в стороне от современных реалий. Спьяну он выселил кактус из горшочка за неуплату комуслуг, потом попереживал насчёт зарплат бюджетников. Видимо, коммунальная и ЖКХ–шная тематика очень волновала тюремщика, потому что он несколько раз подряд называл раздвоившегося директора «засмесителем», и отвечал гостям, будто и директор, и «засмеситель» пошли вдвоём принимать ванну. Видимо, в Вене 1874 года и тюрьмы были покомфортнее, и нравы попроще, но от оригинального либретто тут мало что осталось.
Но настоящим апофеозом привозного спектакля стало явление народу директора тюрьмы Франка. Он спустился в зрительный зал, напевая: «Таганка, все ночи полные огня!», удивился, что в его отсутствие в тюрьму привезли так много актюбинцев, и напоследок утешил всех собравшихся:
– Как говорят в соседней России, денег нет, но вы держитесь, – сказал директор венской тюрьмы и, поклонившись, вскарабкался на сцену.
Раз ты уже расстроена, тем лучше
Несмотря на вольные трактовки и тексты, которые не могли даже в страшном сне присниться автору оригинального либретто Рихарду ЖЕНЕ, московская оперетта оставила очень благоприятное впечатление. Усидеть на двух стульях, венском и российском, труппе, несомненно, удалось. Что касается вокальных номеров, то профессионализм артистов был так высок, что микрофоны, предусмотрительно установленные на сцене, актёрам попросту не требовались, а исполнителю роли Айзенштайна Петру КОКАРЕВУ едва ли не мешали. Его мощный и чистый от природы голос в дополнительных гаджетах не нуждался.
– Сразу заметна разница в уровне профессионализма между актюбинским театром и этой труппой, – считает заядлая театралка Гульнара БАЯШЕВА. – Ещё год назад столичные коллективы грешили, привозя нам халтуру. Сейчас приезжие коллективы смотрятся намного сильнее наших.
Её поддержала и актюбинка Светлана. В театре она бывает нечасто, но разницу тоже сразу заметила.
– «Летучую мышь» на сцене я смотрю впервые. Очень понравилось! – поделилась Светлана. – А до этого я театр недолюбливала, и было за что. Полтора месяца назад нам на работе выдали билеты в драмтеатр, на комедию «Рождение». Это был просто ужас! Ещё и шло это накануне 8–го марта, вот такой подарок нам сделали. Решила, что меня в театр больше не вытащить.