ТЬМА ЕГИПЕТСКАЯ
Оценить все прелести перевоплощения помогла гримёр Актюбинского драматического театра Светлана ЕЩЕНКО. Задача у нас была сложной – за час загримировать меня так, чтобы даже родная мама при встрече спросила: «Вы кто?». Слава милой бородатой девушки Кончиты Вурст до сих пор не даёт покоя всем творческим личностям, поэтому Светлана решила загримировать меня … нет, не под австрийского трансвестита, а в египетскую царицу Клеопатру. Мой римский нос созданию образа прекрасной царицы способствовал, а вот трёхдневная щетина – не очень. Поэтому процесс гримирования начался с пары крепких выражений. Но затем щетина пропала под толстым слоем грима, чёрный парик–каре дополнил образ, превратив меня пусть не в египтянку, а в поэтессу–морфинистку Серебряного века, а после нескольких штрихов макияжа из зеркала на меня уставилась вполне миловидная дама. Но как, оказывается, тяжела женская доля!
– Хватить ржать! – воспитывала меня Светлана:
– Бабы так рот не разевают! Так же помада размажется.
Оказалось, бабам (пардон, дамам) нельзя моргать (тушь смажется), нельзя наклонить голову (чёлка заденет подкрашенные брови). И вообще любая мимика нежелательна, потому что макияж испортится ко всем кончитам.
Ещё пара золотых украшений – и Клеопатра готова. Сам Марк Антоний принял бы меня за царицу, в египетских сумерках, конечно. Разве что торчащий кадык предательски выдавал наличие тестостерона.
Комментарий Светланы: Ко мне часто приходят люди, которые просят загримировать их под знаменитость, чтобы разыграть приятеля. Я их сразу разочарую. Во–первых, грим, который они видят в «Большой разнице», это грим киношный. Он более сложный, чем театральный. Да и в принципе в театре такие заморочки не требуются. А во–вторых, вблизи всё равно видна искусственность.
И ВСЁ ЭТО Я СДЕЛАЛ, НЕ ВЫПИВ НЕ КАПЛИ РОМА!
А вот сотворить популярного киношного персонажа получилось намного быстрее. Подобные образы яркие уже изначально. Достаточно подхватить самые заметные детали – и готово! В Джека ВОРОБЬЯ из «Пиратов Карибского моря» я превращался минут пятнадцать. Пять из них ушло на то, чтобы оттереть клеопатринский макияж. Грим – штука коварная. Без лосьона и вазелина от него не избавишься. Правда, сейчас появился аквагрим, легко смывающийся тёплой водичкой. Но лучше классического грима ничего не придумали. Во–первых, аквагрим слишком ярок и годится только для клоунов или сказочных зверушек, а во–вторых – струящийся пот может его начисто смыть.
Парик с бусинами, пижонистая бородка, приклеенная на остро пахнущий клей, и слой грима тёмного оттенка, чтобы передать загар старого морского волка. Небритость тут сыграла хорошую службу – борода, приклеенная на щетину, держится лучше, чем на гладко выбритом подбородке.
Добро пожаловать на Карибы, моя любовь!
Комментарий Светланы: Существует правило – на портретный грим, там, где необходима узнаваемость, выделяется два часа работы, на характерный (грим яркого персонажа) полтора часа. На практике же происходит по–разному. Одной из самых интересных моих работ я считаю грим для спектакля «Очень простая история». Нужно было из здорового, молодого парня, которому тогда было 27 лет, сделать больного, спившегося старика. Запущенного, неухоженного, но при этом обаятельного. Просто нарисованными морщинами тут не обойдёшься. Я всё время придумывала что–то новое. Клочковатую небритость, седину, землистый цвет лица.
НЕТ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ
Случается так, что по ходу пьесы на сцене должен появиться второстепенный, но яркий персонаж. Или актёр, выходящий, скажем, только в конце или только в начале спектакля, чтобы не бездельничать, участвует в массовке, и его надо сделать неузнаваемым. Долго возиться с гримом смысла не имеет, да и глупо смывать уже имеющийся, который очень долго наносился, ради пятиминутного эпизода, а потом выполнять всю работу заново.
Для примера Светлана предложила образ колоритного восточного старца. Он практически не требует никаких усилий, и сотворить подобного персонажа можно даже не в гримуборной, а тут же, за кулисами, за считанные секунды.
Пышная борода, феска – и завсегдатаи стамбульских кофеен примут новичка за своего. Вообще бороды в сочетании с головными уборами – вещь универсальная. Светлана, порывшись в закромах, сменила мне пышную, окладистую бороду на редкую, козлиную бородёнку, а феску – на обычное полотенце, и родился совсем другой восточный персонаж. Завсегдатаи турецких кофеен такого за своего уже не примут, а вот угостить рахат–лукумом нищенствующего дервиша сочтут за богоугодное дело.
Комментарий: Получить образование по специальности «гримёр» можно только в Театральной академии Алматы. Но тамошних выпускников в провинциальный театр на оклад в 30.000 тенге не заманишь.. Поэтому гримёры делятся секретами мастерства во время гастролей, выручает интернет и специальная литература. Иногда в театре проводятся мастер–классы по гриму. Например, лет пять назад, к нам в Актобе приезжал Виктор Щербаков. Это лучший гримёр Казахстана.