Ихтиандр № 13
Для того, чтобы покорить глубины морские, необходимы, как минимум, три вещи: снаряжение (его охотно предоставят в аренду за $20-$30), сносное здоровье (как минимум не должно быть проблем с сердцем и дыхательными путями) и полное отсутствие мозгов (умный человек со здоровым инстинктом самосохранения к аквалангу даже не прикоснётся). К несчастью, в один прекрасный день все эти факторы у меня совпали.
Начиналось всё вполне безобидно – с мирной прогулки на яхте под чашечку кофе и лицезрение бирюзовой глади Красного моря. Затем начался инструктаж на ломаном русском. Предварительно всем выразившим желание побыть ихтиандрами выдали бланки-расписки, где нужно было поставить свою подпись, что в случае летального исхода турфирма не несёт никакой ответственности за твоё бренное тело. На другой стороне бланка стояли пункты со списком болезней. Нужно было указать, что подобными хворями ты не страдаешь. Астма, порок сердца, эпилепсия, гипертония, даже банальная ангина на глубине могут быть смертельно опасными. Поставив «no» в каждом пункте, клиент окончательно снимает ответственность с компании за исход погружения.
Что-то пошло не так
Собрав расписки, инструктор присваивает ныряльщикам номера. Их пишут шариковой ручкой на запястье правой руки. Мне достаётся №13. Чтобы не скучать в очереди, желающим за пару долларов раздаются маски с трубкой и ластами. Моя оказывается со сломанным стеклом. Вообще чудесно! Остаётся только написать завещание на обратной стороне бланка, отписав имущество очаровательным попутчицам, встретившимся на яхте.
Далее следует инструктаж на трёх языках: арабском, английском и ломаном русском. Инструктор вкратце объясняет, что такое акваланг, как нужно правильно дышать через загубник, что нужно делать, если в маску попала вода или начинаешь захлёбываться под водой. По его словам, это совсем не страшно, только резко подняться с глубины в случае форс-мажора не получится. Держать-то за шкирку он тебя будет и поднимет в случае чего наверх (акваланг-то вещь недешёвая), а вот остальные проблемы на дне морском новоиспечённый ихтиандр должен решать сам. Главная из них – резкая боль в ушах от давления воды, переходящая в головную боль. Избежать её новичку практически невозможно, поэтому душить первые признаки нужно ещё в зародыше.
Ласты и маска по небу летят
В отличие от Средиземного, Красное море таит в себе ещё немало опасностей. Милые рыбки, способные острым, как бритва, плавником рассечь руку любопытного ныряльщика, ядовитые кораллы и прочие токсические и кусачие твари морских глубин. К тому же, Мекка любительского дайвинга – остров Тиран – считается спорной территорией. Во время военных конфликтов его заминировали. Нет гарантии, что покоритель глубин, напоровшись на мину, не взлетит в облака, весело помахивая ластами. Инструктор Карим успокоил, что под водой предупредит о проблемах. Для этого есть особый язык жестов. Как минимум, нужно показывать знак «ОК», каждые 30 секунд. Начинается самый волнующий момент – подготовка к погружению. Сначала инструкторы натягивают на тебя гидрокостюм, потом цепляют тяжеленный свинцовый пояс и баллоны с кислородом. В этом прикиде и с ластами на краю бортика трудно пошевелиться. Инструктор Карим пытается шутками сбить с ныряльщиков волнение.
– Это моё первое погружение, так что если что – не обижайтесь! – острит он. – Я не умею плавать, вы же меня спасёте? Вы выучили язык жестов? А как на глубине показать: «Я очень хочу в туалет»?
А волны и стонут и плачут…
Наконец приготовления закончены, и крепкий дядька, дождавшись утвердительного кивка головой на вопрос: «Готов?» – хватает клиента за шкирку и, как Герасим – Муму, бросает его подальше от яхты. В первые секунды начинаешь понимать, что чувствуют утопленники. Свинцовый пояс тянет ко дну, а дышать через загубник ты ещё не научился. Хорошо бы вынырнуть и глотнуть свежего, а не консервированного воздуха, но пояс с баллонами этого не позволяет. В рот и в маску тут же набивается солёная водица (что не прибавляет комфорта) и появляются первые признаки боли в ушах, которыми так пугал инструктор на корабле. Но дискомфорт длится считанные секунды. В голове чётко всплывает предварительный инструктаж. Маска продута, клапан на загубнике откачал воду, и дыхание стало ровным. Теперь можно спускаться ещё глубже. С каждым метром неприятная спутница – боль в ушах даёт о себе знать, но нехитрый маневр с дыханием помогает об неё избавиться. К сожалению, рыб и прочих тварей морских встречается не так много, как хотелось бы. Шумящие яхты и ныряльщики их распугали. Но и то, фантастическое великолепие заставляет забыть о тяжести водяного столба. Совсем другой мир, живущий по собственным законам, спокойным и размеренным. Любопытные рыбки, яркие кораллы, рядом с которыми бледнеют все цвета земные. Это зачаровывает и гипнотизирует. Выделенное на погружение время пролетает незаметно. Карим показывает наверх, и со страшной неохотой приходится покидать этот гостеприимный мир, завидуя тем, у кого в программе оказалось ещё одно погружение.
На борту понимаешь, что давление воды не прошло бесследно. Из носа текут крошечные капли крови. Кому-то из группы погружение далось ещё тяжелее. Гальюн на судне буквально залит кровью. Но спокойно сидеть на яхте, вдыхая морской бриз, – выше сил человеческих. С обычной маской, уже без акваланга, люди прыгают в пучину морскую, чтоб хотя бы ещё немного, хоть сверху посмотреть на коралловое великолепие Красного моря.
В вагон с ластами велено не пущать!
Инструктор по дайвингу Алексей родом из Челябинска. Он уже 5 лет как обосновался в Шарм-Эль-Шейхе и проводит инструктаж для русскоязычных групп. Работает он в основном на пляжах. Его основной контингент – это клиенты, которым оказалось мало прогулки к Тирану с парой погружений.
– В среде дайверов есть такое выражение: «Лишь бы жабры намочить». Означает оно желание нырнуть куда угодно, хоть в ближайшую речушку или котлован, – поделился Алексей в перерыве между работой. – Конечно, Красное море идеально для дайвинга. Тут тепло, есть чем полюбоваться, хорошо всё видно, относительно недорого. Многие заядлые дайверы едут в Австралию и на Мальдивы. Есть упёртые, которым интересно нырять ради какого-нибудь краба в холодное Норвежское море. Но всех их связывает одно: они уже не могут без погружений, будто действительно выросли жабры. Под Челябинском есть относительно чистый пруд и тёплый. Но смотреть там решительно нечего. Но и тут местные дайверы нашли выход. Они добились того, что там затопили старый самолёт, вагон и ещё какую-то ерунду. Удовольствие побывать в затопленном вагоне сомнительное. Зато оно даёт возможность намочить жабры хоть каждую неделю.