Игра в классику
Гастроли Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая (ГАТОБ) проходили в Актобе 11 дней. Но три дня для горожан стали особенными. Наша публика так соскучилась по классическому балету, что на знакомого с детства «Щелкунчика» билеты разобрали задолго до показа.
Можно долго спорить, насколько уместна типичная новогодняя постановка с рождественской ёлкой, гирляндами, снежинками и ожившими игрушками сейчас, в середине весны, но равнодушных в зале точно не было. Многие горожане приходили с детьми, чтобы привить им любовь к балету. Детишкам постановка тоже приглянулась. Малыши не боялись ни армии злобных крыс, ни заколдованного Щелкунчика с оскаленным ртом.
Нужно отдать должное и техническому оформлению. Многие приезжие коллективы стараются сэкономить на перевозке декораций, заменяя громоздкие конструкции видеороликами на мониторе. В этот раз даже световики работали на совесть, выжимая максимум из скудного набора софитов провинциального театра.
После череды скандалов со звёздами, наскоро слепленных для «чёса», да ещё и сокращённых спектаклей или откровенной халтуры, скромный «Щелкунчик» стал для наших консервативных театралов глотком свежего воздуха.
От нашей культуры – вашей
Но что поразило особенно, так это трепетное отношение столичных артистов к провинциальному зрителю.
– В Актобе нас очень тепло встретила публика, – поделился артист балета Рахим ДАИРОВ. – В Алматы зрители более искушённы, следовательно, и придирчивы. Многим интереснее техника, а не общее впечатление. Они склонны сравнивать нас с другими коллективами. В Астане публика предпочитает современные течения балета, а не классику. Мы же не склонны к экспериментам.
«Щелкунчик» ГАТОБа был рассчитан на зрителей всех возрастов и вкусовых пристрастий. Кроме сказочного сюжета, ярких костюмов и декораций, постановка отличалась хорошей драматургией. Даже человек, незнакомый с историей о битве Крысиного Короля с заколдованным Принцем, мог бы понять, что происходит на сцене. Для современных постановок делать всё так, чтобы зритель понял сюжет без программки с либретто, это редкость.
– Последний раз на балете такого уровня я была в 1999-м году. Тогда тут гастролировал коллектив из Санкт-Петербурга. ГАТОБ сюда тоже, кажется, приезжал, лет 20 назад, – вспоминает заядлая театралка Марина ДЕРКАЧ. – Балетные труппы у нас часто гастролируют, но, на мой взгляд, они слишком увлекаются новаторством. Я люблю новые тенденции в искусстве, но именно в балете хочется традиционного прочтения.
На владелицу арт-галереи артисты ГАТОБ произвели неизгладимое впечатление. На первом показе она вручила полотно «Цвета моего космоса» художницы Дарьи ВАСИЛЬЕВОЙ, а на втором, окончательно расчувствовавшись от высокого искусства, предоставила пожизненную скидку на все работы в галерее.
Кому в Актобе жмут пуанты
Гастроли театра ГАТОБ проходили при содействии министерства культуры РК, да ещё и в рамках проекта «Модернизация сознания». Это помогло организаторам не задумываться о финансовой стороне гастролей.
Например, покрытие для сцены труппа привезла с собой. Площадка в драмтеатре не приспособлена для сложной хореографии, однако по техническому оснащению для балета, а именно по светоаппаратуре, театр драмы пока выигрывает. Но в этом есть и большой минус, так как зал здесь может вместить максимум 400 зрителей. Это с приставными стульями и балконом. Чтобы гастроли балета окупились, нужно или задирать цены на билеты, или приглашать коллективы с камерными постановками.
– Мне давно хочется привезти в Актобе артистов из Мариинки, тут очень хорошая публика, ценящая профессионализм. Но пока в этом нет смысла, – поделился московский продюсер Андрей ФЕОФАНОВ. – Зал театра драмы слишком мал. Можно было бы поднять цены, но артистам будет некомфортно работать на маленький зал. Привозить слабые коллективы, чьё достоинство – лишь слово «Москва» в названии, я тоже не могу. Это будет удар по моей репутации. Мне нужно помещение минимум на 1.000 мест. Тогда и цены на билеты будут приемлемыми для большинства актюбинцев, и сюда охотно поедут профессионалы.