И хор, и битвы, и оркестр
В зрительном зале до сих пор нет кресел, и остались ещё недоделки после ремонта, но на февраль уже назначена премьера спектакля. И состояться она должна не в «Онер Орталыгы», и не в городском Доме культуры, как уже привыкли зрители, а наконец-то в родном театре драмы имени Т. Ахтанова. По крайней мере, актёры на это очень надеются. С утра до ночи казахская труппа репетирует новый спектакль «Ер Едиге», который взялся поставить приглашённый режиссёр и актёр из Алматы Данияр Базаркулов. Это историческая драма о знаменитом властителе Золотой Орды. Для зрителей в храме Мельпомены готовят зрелищную картину с живой музыкой и культовыми сражениями батыров.
– Этот спектакль – государственный заказ, – отвечает на вопрос главный режиссёр-постановщик. – Но для меня важно преподнести историческую драму так, чтобы зрители не засыпали во время просмотра, и им не было скучно. Я решил изменить подачу исторического материала, не увлекаться биографическими пересказами. Талантливый актюбинский художник-постановщик Айбек ОРЫНБАСАР создал интересные декорации, на сцене – минимализм. Для нас главная «изюминка» спектакля – живая музыка, которая играет от начала до конца. Я пригласил камерный оркестр и камерный хор Актюбинской областной филармонии. Музыка создаёт атмосферу спектакля, так как звучат все национальные инструменты. И хор не просто выйдет, статично споёт и уйдёт, они – тоже участники действия. Всего участвуют больше 60 человек. Могу смело сказать, что в актюбинском театре ещё не было спектаклей такого масштаба. Когда увидел маленькую сцену драмтеатра, начал даже переживать: сможем ли мы на ней уместить всё задуманное.
Здесь всего две женские роли. «Ер Едиге» – история о воинствующих правителях, поэтому не обошлось без сцен сражений. К битвам актёров готовит алматинский каскадёр.
– В спектакле три картины сражений, – рассказывает режиссёр-хореограф Адилет ТАМЕНОВ. – Моя задача, чтобы на сцене всё выглядело реалистично. Работаем с ребятами над тем, как правильно держать оружие, нанести удар, поставить блок. В актюбинском театре нет педагога по сценическим движениям, хотя, я считаю, он должен быть в каждом театре.
«Серый кардинал» Золотой Орды
Спектакль ставится по произведению драматурга Светкали НУРЖАНА.
– Эту пьесу начинал писать поэт и писатель Есенгали Раушанов, но, к сожалению, он умер, потом его произведение продолжил Светкали Нуржан, – рассказывает режиссёр Данияр Базаркулов. – О культовой исторической личности Едиге ходят легенды. Многие народы пытаются доказать, что это именно их предок. И каждый эпос рассказывает по-разному о знаменитом полководце. Когда всё подряд читаешь, начинаешь путаться. Я старался следовать за произведением драматурга. Ер Едиге был гениальным стратегом. Он одержал победу над литовским князем Витовтом, рушил Москву и обкладывал её налогом. Едиге не происходил из рода Чингисхана, поэтому не мог быть ханом. И в то же время по полной хозяйничал в Золотой Орде: свергал одних правителей, назначал других. Есть знаменитая битва, когда Тамерлан вместе с Едиге вышел против хана Тохтамыша и литовского князя. С малым количеством войск Едиге их разгромил, несмотря на то, что у противников даже были пушки.
Театр сбился с ритма
Держать этот спектакль в репертуаре будет очень сложно, потому что задействовано много людей, соглашается режиссёр.
– Я всё-таки надеюсь, что он будет идти постоянно, а не сыгран один-два раза и исчез, какая судьба у многих спектаклей, – говорит Данияр Базаркулов. – У него нет возрастных ограничений. Прежде всего рекомендую посмотреть молодёжи, которая должна знать своих предков. Из-за локдаунов и карантинов театр сбился с ритма. Снова собирать зрителей очень сложно. В наше непростое время и в театре, и в кино люди хотят смотреть только комедии. Но это не значит, что нужно полностью забраковать серьёзные работы. Я считаю, психологические драмы тоже должны быть на сцене. Комедия обычно для просмотра на один раз, она так и остаётся в театре, а из драмы зритель уносит с собой важные мысли.