Аншлаг, господа!
Билеты на оперетту оказались относительно недорогими, от 4.000 до 7.000 тенге. Прежние заезжие коллективы, прикрываясь звёздными именами, запрашивали в среднем 10.000 тенге за спектакли низкого уровня. Неудивительно, что в этот раз зал и балкон были буквально переполнены. Места не хватало даже для приставных стульев. Оценить творчество Имре КАЛЬМАНА собрались в основном люди постарше. Молодёжи в зале было совсем мало. Порадовала приятная мелочь от организаторов гастролей: красочные программки раздавались бесплатно.
– Я первый раз в оперетте, – поделилась пенсионерка Валентина Прокофьевна. – Билеты, конечно, дороговаты для меня, и я взяла места на балконе, но ни капли не жалею. Великолепный спектакль! Хочется поблагодарить артистов и попросить, чтобы они приезжали почаще. Я теперь точно буду ходить.
Болотный бархат на голубом Дунае
Труппа Московского театра оперетты доказала на нашей сцене верность театральным традициям. Если прежние театральные коллективы обходились на гастролях по периферии минимумом декораций и реквизита, то москвичи не позволили себе халтуры. Кроме задника с видами графской усадьбы, они привезли даже своё покрытие сцены, а чёрные стены театра задрапировали светлой тканью, чтобы они не контрастировали с золотистыми тонами декораций.
Правда, родной актюбинский занавес из зелёного бархата предательски портил цветовую гамму, но это уже вина нашего театра, приспособленного далеко не ко всем спектаклям. Особенно негармонирующий занавес с национальным орнаментом бросался в глаза перед антрактом, когда тщательно создаваемая актёрами придунайская атмосфера свелась на нет болотным актюбинским бархатом.
Мачо с ридикюлем
Среди провинциальной публики нашлись эстетствующие зрители, которые были внимательны и к незначительным деталям.
– Имре Кальман всегда хорош. Его не могут испортить даже такие актёры, – поделилась в антракте впечатлением зритель Марина ШЕВЧЕНКО. – Но саквояжик, с которым вышел Тассилло, «сделал» мой вечер. Кто вообще додумался вручить герою-любовнику этот ридикюльчик с блёстками?
Сумка, с которой разорившийся граф покидал усадьбу капризной Марицы, действительно мало соответствовала брутальному образу мачо. Она больше подошла бы гламурному метросексуалу. И вообще зрительницы к имиджу Тассилло были очень неравнодушны. Уже после первого акта дамы успели обсудить и чересчур обтягивающие штанцы, и гульфик главного героя. Особо снобствующие эстеты заметили даже пластиковые зажимы зонтиков на столиках в поместье графини. Таких в Венгрии двадцатых годов прошлого века просто быть не могло! Но опереточные условности подобные вольности допускают.
Над кем смеётесь?
Над собой смеётесь!
Выездной вариант оперетты «Марица» был несколько облегчён как в драматическом плане, так и в области оформления сцены. От первоначального либретто Юлиуса БРАММЕРА и Альфреда ГРЮНВАЛЬДА мало чего осталось. В 1924 году в «Марице» не было ни забавных старичков с песенкой «Бабушка козлика водкой поила», ни жуткой фотографии богатой невесты, от вида которой герои бились в истерике. Хотя за сотню лет первоисточник так перелопачен режиссёрами-постановщиками, что трудно определить, какие шутки там писались изначально, а какие ввели на потребу плебсу. Но именно «пролетарские» остроты актюбинская публика и воспринимала особенно ярко. Когда барон Калман Зупан признался, что он «последний сучок», а князь Мориц Популеску, задирая юбки в канкане, демонстрировал зрителю зад (к счастью, не голый, в отличие от задниц Московского Независимого театра), зал взрывался от хохота.
«Марицу» называют самой венгерской опереттой Кальмана.
Талант не прокатаешь
Впрочем, сия клоунада для такого жанра, как оперетта, вполне допустима. Ведь это лёгонькое зрелище, самое демократичное из всех театральных действ. Остаться довольным после спектакля должен любой зритель, от эстета с тонким слухом до слесаря, который впервые в театре. Тем более, юмор – вещь изменчивая, и то, над чем гомерически хохотали наши прабабушки, нынешнему поколению вряд ли покажется смешным. Вот артистам и приходится акцентировать внимание публики на вещах, которые можно хоть чуточку сделать двусмысленными. Истинный профессионализм под юбку князя Популеску не спрятать. Все вокальные партии артисты исполняли без всяких фонограмм. Хотя для подстраховки на авансцене и были установлены микрофоны, живой голос, не искажённый электроникой, хорошо слышался даже на галёрке.
– Именно «Марицу» смотрю впервые, но я уже была в театрах оперетты Москвы и Киева, – говорит заядлая театралка Маргарита Михайловна. – И уровень этого спектакля такой же. Виден профессионализм артистов, работают они на совесть. Хотелось бы, чтобы этот театр привёз и другие спектакли.
Зрелища достойного уровня наконец-то пришли в наш город. Вот только чего захочет актюбинский зритель от качественных спектаклей? Будет ли публика восхищаться сопрано графини Марицы, или хохотать над задницей князя Популеску?
Фото Анастасия ЗЮЗИНА