Городу показали «Дураков»
Когда руководство театра договаривалось о постановке с режиссёром Вячеславом ВИТТИХОМ, одним из желаний труппы было поработать в спектакле, напоминающем сказку «Все мальчишки – дураки!», но только для взрослых. «Мальчишки» были поставлены в 2004-м году, это была первая работа режиссёра на актюбинской сцене. Следовательно, маленькие зрители того времени, воспитанные на необычной сказке, уже подросли, вкусы их сформировались ещё тогда, и спектакль должен быть кассовым. Собственно, так и вышло. Два дня подряд в драмтеатре царил аншлаг. Изголодавшиеся по зрелищам зрители разобрали билеты ещё за неделю до премьеры.
Однако сам режиссёр больше хотел поставить нечто серьёзное и драматичное. Актёрам была предложена ещё и пьеса из четырёх новелл, но труппа настояла на лёгкой комедии.
Пьеса «Дураки» американского драматурга Нила САЙМОНА и без того не отличается драматизмом и глубокомысленной философией. Специально для отечественного зрителя режиссёр сделал собственный, облегчённый перевод. Такой постановку увидели зрители в Калининграде, такой она стала и у нас.
Чужой среди своих
По сюжету, в маленькую деревушку приезжает молодой учитель. Тут он выясняет, что над жителями почти три века висит страшное проклятие, делающее каждого рождённого тут идиотом. Торговка тут продаёт цветы, называя их рыбой, мусор заносят с улицы домой, а жители зачастую не могут вспомнить собственного имени. Снять проклятие может только любовь, и Учитель, как единственный адекватный человек, хочет взять на себя эту миссию.
– Это был самый сложный момент работы над спектаклем, – поделился исполнитель роли Учителя Артём МОСКАЛЕНКО. – Все актёры работали в одном ансамбле, дурачились, изображали неадекватных, постоянно придумывали новые хохмочки. Меня невольно тоже тянуло изобразить что-то подобное. Но мой персонаж нормален, а значит – серьёзен.
Остальные актёры в валянии дурака себя точно не сдерживали. Скорченные физиономии, рваные штанины (художником по костюмам выступил сам режиссёр), нелогичные поступки и абракадабра в репликах позволяли обходиться и без шекспировских страстей.
Однако исполнительница роли Зубрицкой Ольга ПАВЛОВА смогла добавить глубины и в образ дурочки. Актриса решила не ограничиваться клоунадой, а обратилась к старой театральной школе. Результат не заставил себя ждать. Зубрицкая стала одним из самых ярких персонажей актюбинской постановки.
Дурдом без выходных
Вячеслав Виттих хорошо известен актюбинским театралам. Его спектакли ожидаются зрителями задолго до премьеры и практически всегда кассовы. Постановки «Панночка», «Сон в летнюю ночь», «Куклы», «Все мальчишки – дураки!» очень долго держались в репертуаре театра, и актюбинские зрители их охотно посещали.
Нынешний спектакль «Дураки» сейчас идёт в Калининграде, где работает Вячеслав. Но, по словам режиссёра, это совсем две разные постановки, хоть у них и один автор.
Судя по реакции зала, актюбинская публика хорошо приняла премьеру. Отзывы в интернете тоже были хвалебными. Режиссёр хорошо прочувствовал духовные потребности актюбинцев.
Работа над спектаклем проходила в сжатые сроки. На постановку у труппы ушло всего две недели. Правда, репетировать приходилось по 12 часов в день, без выходных, а некоторые актёры ещё параллельно участвовали в подготовке концертной программы на стадионе. Сам режиссёр актюбинской премьеры так и не увидел. Не позволил плотный график занятости в Калининградском театре.
Дурака валять легко и приятно
К сожалению, русская труппа до сих пор остаётся без главного режиссёра. Из-за этого сложно сформировать репертуар на текущий сезон. В ближайшие месяцы премьер не ожидается, но «Дураки» вполне могут обеспечить план по кассовым сборам. К тому же, комедии с элементами клоунады и фарса требуют меньше сил от актёров.
– Я первый раз работаю со Славой, как с режиссёром, – поделился исполнитель роли Почтальона Николай ДОРОЩУК. – До этого меня только вводили в спектакли, которые он ставил. Я уже имею опыт работы с другими режиссёрами и могу отметить, что со Славой работать невероятно легко.
Из-за отсутствия кассовости труппа с недоверием относится к экспериментальным постановкам и изыскам режиссуры. Практика показала, что сложные спектакли, отнявшие много сил и времени, так и не нашли своего зрителя, а показ ограничился только премьерой. Также выяснилось, что репертуар нынче перенасыщен классикой. Поэтому на «Вильяма нашего, так сказать, Шекспира» труппа замахнётся не раньше следующего сезона. Если замахнётся вообще.
А не спеть ли нам песню о любви?
Ориентируясь на потребности зрителей, творческим коллективам приходится отказываться от чего-то серьёзного.
– Сейчас открыт вопрос о постановке мелодрамы, – прокомментировала и.о. главного режиссёра Любовь ТОРМЫШЕВА. – Городу не хватает простой истории о любви. Ставить её, скорее всего, будет приглашённый режиссёр из Москвы. Переговоры уже ведутся, но говорить наверняка ещё рано. Не исключено, что театр снова пригласит Алексея Орлова. Его спектакль «Примадонны» понравился и зрителям, и актёрам. А вот Татьяну Лукомскую, к сожалению, мы сможем пригласить только в следующем сезоне. Её спектакли масштабны, и она предпочитает работать с классикой, как, например, «Дядюшкин сон» Достоевского. Я сама очень люблю играть в таких постановках, но сейчас в репертуаре слишком много классики.
К новогодним праздникам дети увидят восстановленную сказку «Снежная Королева». Это спектакль с успехом шёл 5 лет назад.