Это шоу-бизнес, детка!
7 июля кабинет хореографии в театре драмы превратился в настоящий продюсерский центр. Место на кастинг приходилось занимать еще с утра. Получив у строгих девушек на входе анкету, будущие звезды прикрепляли к ней свою фотографию, поколебавшись, ставили «нет» в графе «Вредные привычки», а потом нервно закуривали в ожидании своего звездного часа. Шоу-бизнес – это не шутки. Тут и некурящий потянется к сигарете.
Антураж, и правда, внушал уважение. Тут все было «повзрослому». Фотограф для архива, солидная видеокамера в углу. На столе мегафон-матюгальник с солидной надписью маркером «aktobe.kino». К сожалению, неизвестно, какие команды планировалось отдавать с помощью этого устройства в комнате пять на шесть метров, но, очевидно, это секреты современной кинематографии, недоступные простым смертным. Не хватало лишь кресла с именем режиссера на спинке, но ведь все только начинается.
На кастинг приходили в основном соискатели не старше 25 лет. Это понятно, фильм ведь планируется молодежный. Требования на прослушивании те же, что в любой театральный институт. Прочитать отрывок из какогонибудь произведения, спеть и продемонстрировать пластику и раскованность. Ну и, конечно, проверка на фотогеничность и грамотное владение государственным языком. Герои, по замыслу режиссера, будут на 80% говорить по-казахски, но и русскоязычный зритель не испытает дискомфорта. Синхронный перевод или субтитры – это дело техники.
Кандидаты на роль в кино не скрывали своих талантов, кто-то готовил соло на домбре, а кто-то пытался удивить строгую комиссию исполнением хип-хопа. Одна девушка из будущих звезд слезно умоляла ни в коем случае не публиковать ее фото в газете. Достаточно странное желание для человека, стремящегося к славе. Но в благополучном исходе кастинга почти никто из присутствующих не сомневался, разве что сетовали, что на главные роли режиссер возьмет кого-нибудь из друзей или родственников.
Сам по себе режиссер
Для режиссера Марата ЖИЛКИБАЕВА это первая работа. Снять кино и заодно стать актером он мечтал класса с седьмого, но финансов все время не хватало, и сейчас, в 22 года, Марат решил воплотить в жизнь свою мечту. Спонсором грандиозного проекта выступили родители. Обращаться за поддержкой к актюбинским бизнесменам и в управление культуры Марат не хочет. На специальную учебную литературу тоже жалко терять время. Актюбинский Феллини больше доверяет своей интуиции, чем скучным опусам мэтров кинематографии. Вместо режиссерской экспликации (подробного анализа сценария) и рисованной раскадровки будущего фильма – только авторский сценарий. Жесткий график съемок (режиссер планирует закончить их до октября) и стремление поскорее воплотить свою мечту не позволяют отвлекаться на подобную ерунду. Это – удел консервативных режиссеров, а тут, как говорил Треплев в чеховской «Чайке», нужны новые формы.
Фильм будет сниматься на видео, и уже готовую работу планируется перекинуть на целлулоидную пленку. Именно на прокат в актюбинских кинотеатрах Марат делает ставку в первую очередь. Потом уже пойдут лицензионные диски, а уж когда ажиотаж спадет, можно будет выложить фильм в Интернет. Правда, при переносе на целлулоид может возникнуть масса технических проблем – потеря звука или качества изображения, а то и всего фильма вообще. Печальный опыт казахстанского кинорежиссера Жантемира БАЙМУХАМБЕТОВА, чей фильм «Шу Чу» из-за этого долго не мог попасть на экраны кинотеатров, Марата не останавливает.
– У меня все получится! – гордо говорит режиссер. – Просто не может не получиться!
В фильме «Бәрі де мүмкін» (Все может быть) речь пойдет о простой дружбе простых ребят. По заверениям режиссера, тут не будет ни чернухи с перестрелками и бандитами, ни фантастики, ни мистики. Обычные взаимоотношения, но, тем не менее, фильм обещает быть серьезным, и даже философским.
Срочно требуется зритель
«Бәрі де мүмкін», конечно, дерзкая, но не первая попытка превратить Актобе в филиал Голливуда. Лет семь назад у руководства театра драмы родилась идея снимать сериал и скетчком-комы, используя уже имеющийся реквизит и декорации. Но уже после приблизительной сметы стало ясно, что выпускать качественный продукт сложно и хлопотно даже профессионалам. Исключением стала только короткометражка «Веселые и обиженные» Эмира БАЙГАЗИНА, известного широкому зрителю по роли Тамерлана в фильме «Дневной дозор». Бюджет короткометражки составлял всего 300 долларов, но это не помешало получить ей приз за лучшую режиссуру на фестивале «Дидар».
Большинство же других попыток стать звездами мирового кинематографа оканчивались менее удачно. Так, создателям загадочно-мистического фильма о тайне Актюбинского театра пришлось некоторое время скрывать свое детище даже от снимавшихся в фильме актеров, и только потом, после угроз подать в суд, участники смогли получить диски с копиями фильма. Создатели мечтали отправить его в Голливуд, но вместо анналов киноклассики шедевр попал в разряд семейного видео.
Самый известный актюбинский кинопроект – это, конечно, «Запрет на жизнь» Серика АЙЖАНОВА. Чтобы фильм появился на свет, Серику пришлось продать квартиру. Съемки продолжались несколько лет, некоторые актеры уходили, не веря в успех фильма, или просто по семейным обстоятельствам, однако «Запрет на жизнь» не только был снят, но и успел получить первый приз на фестивале «Встречи на Вятке». Тем не менее, посмотрели его далеко не все желающие. Серик признался, что еще не готов показать фильм широкой публике, прежде чем его оценят эксперты в области кино.
|