Главное - быть человеком!
Сегодня на первый план выходит проблема толерантности, считают теологи. Толерантность – это принятие мысли, точки зрения, культуры, мировоззрения каждого человека в таком виде, в каком они и существуют. С раннего возраста нас учили уважать и прощать, что непременно положительно сказывалось на нашей дальнейшей жизни, профессиональной деятельности, в общении. Во многих странах мира можно проследить неуважение молодёжи к родителям, участие их в разных группировках, сектах. Во избежание таких случаев, молодёжь нужно направлять в нужное русло, воспитывать её в духе патриотизма, вселять в них терпение и толерантность.
– В общем, цель всех религий – единство народа, – объясняет главный имам Актюбинской области Серикжан ЕНШИБАЙУЛЫ. – Религия ислам призывает жить в солидарности и единстве, как дети одной семьи. Учит, что всё человечество произошло от одного отца и матери. Религия призывает к уважению личности, независимо от национальности и вероисповедания. Поэтому человек, правильно понимающий религию, всегда будет жить в мире и единстве в обществе. Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) сказал в хадисе: «Лучшие из вас те, кто приносит пользу людям».
В Казахстане в согласии и единстве живут более 100 национальностей и наций, представители различных религий. Это результат уважения друг к другу и традиций и мнений народов, проживающих в стране. В то же время многие народности, проживающие в Казахстане, не забывают, что они были спасены от голода и холода в результате мужества казахского народа, раскрывшего свои объятия и позаботившегося о них в прошлом. Он стал родственником, братом. В целом, Казахстан своим примером доказал мировому сообществу, что народы могут жить вместе в многонациональном, многоконфессиональном государстве. Это яркое проявление единства разных народов для одной цели, то есть для мира.
Разнообразие культур оживляет страну
Как утверждают теологи, культура толерантности готовит почву для содружества с другими нациями и национальностями.
– Среди наших предков было множество благородных, добродушных, смелых людей, – рассказывает теолог центра «Ихсан» Роза БИСЕМБАЕВА. – В частности, если говорить о толерантности, можно вспомнить случай, произошедший с великим мыслителем Руми Жалолиддином. Однажды он встретил на улице попа. Хотя поп был другой веры, Руми поклонился первым. Этот жест считается признаком уважения, поп в свою очередь поклонился в ответ. Руми во второй раз поклонился попу, и поп не остался равнодушным к поклону, и ответил взаимностью. Эта история доказывает взаимоуважение, человеколюбие людей друг другу. В итоге Руми получил все лавры. Ученики Руми удивлённо наблюдали за происходящим: «Неужели это тот Руми, которого мы знали? Ведь поп другой веры, но сколько уважения он получил!». Руми, увидев удивлённых учеников, сказал: «Мы не должны отставать от них в любезности и добродушии. Такой благородный поступок должен совершать каждый. Уважение к другим людям – это учение нашего пророка Мухаммеда».
В Казахстане проживает множество наций, народностей и этнических групп. И у каждой из них существуют свои традиции, обычаи, праздники, язык общения, свой образ жизни и культура. Разнообразие культур оживляет отношения между народами, притягивает, заинтересовывает их, и делает привлекательной жизнь народов разных национальностей. При межнациональном общении представитель какой-либо этногруппы может почерпнуть для себя полезный навык, взятый из традиций другого народа. Например, при воспитании новорождённых.
– Новорождённого ребёнка мы, по казахским традициям, купаем один день с солью, другой день – ромашковым мылом, – объясняет журналист Жулдыз МЕЙРХАНОВА. – Так делаем, пока ребёнку 40 дней не исполнится. Когда ребёнку исполняется три дня, наши бабушки начинают его каждые сутки массажировать с овечьим жиром. Потом кладём малыша в бесик. Как и обыкновенная колыбель, бесик представляет собой деревянный короб, скошенный снизу для удобства качания и снабжённый длинной ручкой для подвешивания. Работу по изготовлению деталей и сборке конструкции традиционно выполняют мужчины, а убранство изготавливается женщинами. Неотъемлемой частью кроватки является наличие внизу ночного горшка, куда через отводящие трубки ребёнок может справлять свои естественные потребности. Кроме того, в отличие от обычной колыбели, бесик обязательно снабжается широкими ремнями для привязывания малыша к ложу. Всё это предназначено для наиболее комфортного сна младенца.
Духовность не затерялась в истории
– Возрождению традиций и обычаев духовно-нравственного воспитания человека должно помочь использование идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе школы, – считает Роза Бисембаева. – Так как в устном творчестве народа, его обычаях и традициях заключён колоссальный объём информации по вопросам воспитания. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания, выработанные народом, способствуют гармоническому становлению подрастающего поколения. Источниками формирования нравственных качеств являются фольклор, обычаи, традиции, то есть многогранная культура народа. Народное воспитание решает разнообразные задачи нравственного воспитания. Великий гуманист Сухомлинский говорил: «Настоящая нравственность есть стремление к нравственности». Народное нравственное воспитание не утеряло веками накопленных традиций, которые актуальны и в современной жизни. Нравственному воспитанию принадлежит значительная роль во всестороннем развитии личности. Важно сочетать народную мудрость и традиции с достижениями современной педагогической науки. C одной стороны, налицо эмоциональность при решении злободневных вопросов, с другой – дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми. Источник возникновения противоречивых тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках эмоционально-ценностных ориентаций при обучении школьников. Сегодня проблема формирования основ милосердия является особенно актуальной.
Стремление к изучению наследия историко-педагогических взглядов личностей и творчества ученых и педагогов, объясняется всевозрастающим интересом в педагогике к проблемам нравственности, целью которого является превращение всего наиболее ценного в их наследии в действенный фактор духовного развития общества. Ибо история и современность, дополняя друг друга, образуют почву для дальнейшего прогрессивного развития человечества. Прогрессивные традиции и нормы поведения получают огромное признание и эффективно используются в воспитании подрастающего поколения. В современных условиях этой педагогической проблеме уделяется особое внимание. Неспокойное время социальных преобразований вскрыло проблемы, связанные с духовной жизнью общества. Как писал Чингиз Айтматов: «Использование положительных идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе – в настоящее время неотложная задача современного учителя. И в воспитании молодёжи мы должны сочетать прогрессивные идеи с бесценным опытом, накопленным народом.
«Всё уже написано до нас»
История казахстанской педагогики представляется неполной без изучения и анализа нравственного наследия казахских мыслителей и просветителей дореволюционного Казахстана. В трудах многих казахстанских учёных, педагогов, философов отмечается, что истоки нравственности, истоки понимания национальной культуры ярко выражены именно в начале становления казахской нации. В творчестве Асана Кайгы, Шалкииз-жырау, Бyxap-жырау, Шал-акына, Дулата Бабатайулы и других поэтов нравственное пронизывает все уровни человеческого бытия. Во второй половине 19 века корни нравственного находят своё выражение, новый расцвет в наследии великих просветителей: Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева.
– Каждому народу присущи определённые, самобытные и своеобразные обычаи и традиции, – говорит Роза Бисембаева. – Все эти особенности поддерживаются и передаются из поколения в поколение. На определённой стадии развития формируется национальная культура. Возрождение национальной культуры и восстановление нравственной основы человека занимают важное место в его становлении. Молодое поколение, переосмысливая опыт предшественников, формирует свои нравственно-этические идеалы, убеждения, добывает новые нравственные знания и вырабатывает навыки нравственного поведения. Всё это – своеобразный стержень всей жизни человека, ибо, не воспитывая нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.