«ПРОЩАЙ, ОВРАГ!» (1987)
Постановка в завуалированной, аллегоричной форме рассказывала о трудной молодёжи, сбивающейся в стаи, как бродячие собаки. Костюмы героев отображали имидж хлынувших вместе с перестройкой молодёжных субкультур: хиппи, панков, металлистов и противостоявшим их мальчиков-мажоров из номенклатурных семей. В качестве музыкального сопровождения выбирались треки с безумно модной тогда грампластинки «Ритмическая гимнастика». Ровно через 10 лет спектакль этот восстановили. В 1997-ом он снова обрёл актуальность, только немного сместил акценты. В конце 80-ых молодёжь становилась асоциальной из-за лживой советской морали, а в 90-е самим родителям, которые сами пытались выжить в голодные, не было дела до юношеских проблем. Кроме акцентов, пришлось изменить и музыку к спектаклю. Теперь персонажи выясняли отношения не под аэробику, а под «кислотный» рейв. И в том, и в другом варианте спектакль просуществовал около трёх лет.
«ИНТЕРДЕВОЧКА» (1990)
Сейчас трудно сказать, что сделало этот спектакль культовым для актюбинцев. Тонкая игра, авторские песни, разоблачение гнилого «совка» или обнажённая грудь главной героини, но попасть на этот спектакль было очень трудно. Зал всегда был переполнен. С просьбой отыскать лишний билетик звонили даже из обкома. О проституции в СССР к тому времени уже было сказано достаточно, и обнажёнка в искусстве не была чем-то шокирующим. Хотя в репертуаре драмтеатра так смело говорили об этом впервые. Спектакль «Лакейские игры», поставленный примерно в это же время, тоже безжалостно пинал совок, но культовый статус так и не приобрёл. Наверное, потому, что был направлен на более интеллектуальную аудиторию. Через год СССР развалился, и пинать стало нечего. Хотя «Интердевочка» ещё немного продержалась в репертуаре. Видимо, зрители не насмотрелись на бюст жрицы любви.
«НОВЕЛЛА О НАРКОМАНЕ» (1996)
Спектакль тогда ещё молодой казахской труппы появился на свет, когда наркомания в Актобе обрела угрожающие масштабы. Ни одна сводка криминальных новостей не обходилась без сообщения, что несколько человек скончались от передозировки, а по стихийным рынкам бродили измождённые парни, предлагая купить за 300 тенге (а именно столько тогда стоила доза опия-сырца) всё что угодно, от засаленного пиджака до краденого магнитофона. Постановка получилась пугающей и сюрреалистической. Чудовищный паук в декорации, галлюцинации под «Пинк Флойд», быстрый путь от «косячка» до героиновой «ломки». После рафинированной классики о великих ханах постановка казалась шокирующей и предельно правдивой, что и привлекало зрителей. Спектакль продержался в репертуаре лет десять, но последние годы показывали его чаще для школьников, в целях профилактики наркозависимости.
«ОСТРОВ НАШЕЙ ЛЮБВИ И НАДЕЖДЫ» (1998)
Капитал-шоу «Поле Чудес» на ламповом телевизоре, сотовый телефон, тогда ещё служивший символом престижа и респектабельности, невыплата зарплат и прочие прелести лихих 90-ых. И главная мысль спектакля – тоска по земле обетованной, желание сбежать куда-нибудь от тоски и беспросвета. По сюжету, в нынче полузаброшенном, а некогда процветающем посёлке появляется человек, который обещает увезти на чудесный остров в Тихом океане самого несчастного жителя села. На эту постановку актюбинцы приходили по нескольку раз, до того были близки поднимаемые темы, и многие узнавали в персонажах себя. В Актобе, наверное, не было семьи, где от отчаянья не говорили бы об эмиграции. Спектакль оказался пророческим для русской труппы. Многие актёры через год после премьеры уехали из страны в поисках лучшей доли. Уже через два года ситуация с безденежьем в городе стабилизировалась, и постановка морально устарела. А нынешний зритель так вообще не поймёт: как можно было довериться человеку лишь потому, что у него есть сотовый телефон.
«КОММАНДОС» (2015)
Премьера этого спектакля чудесным образом совпала с громким скандалом вокруг кумовства актюбинской чиновницы Сары НУРКАТОВОЙ. По сюжету высокопоставленная мамаша со связями пристраивает бестолкового сыночка на хлебное место в области культуры и учит его собрать правильную команду. По ходу пьесы уже сыночку приходится пристраивать к себе под крыло многочисленных друзей, знакомых и родственников. С реальными событиями в актюбинских госорганах параллелей практически нет, но намёков на громкий скандал так много, что их заметил даже далёкий от искусства антикоррупционный комитет. В результате режиссёра наградили почётной грамотой за вклад в борьбу с коррупцией. Сам же автор лукаво утверждает, что, работая над спектаклем, даже не думал о чиновнице, но тем не менее признаёт, что писал сценарий, когда скандал был в самом разгаре. Исполнительница роли мамаши тоже по секрету поделилась, что переняла у Нуркатовой для роли несколько характерных, узнаваемых черт поведения. Скандал уже забылся, но спектакль идёт до сих пор. Только сейчас в нём идет речь о том, что тягу к саке-маке у нас пока не истребить.
Владислав КОЖУХАРЬ