Ольга Павлова: «Именно текст – главный герой спектакля».
Спектакль вроде ни о чём и обо всём. Вообще–то, как было сказано зрителям перед его началом, он о любви. Кто Я? В чём смысл жизни моей? Зачем я пришёл в этот мир? Над этими философскими вопросами размышляли актёры «Лестницы». Ответы на эти вопросы были неоднозначны, порою непонятны, а иногда их вообще не было.
Эта постановка не для всех. Но не скажу, что она элитарна. Если вы хотите, чтобы после спектакля у вас наступило прозрение, волосы встали дыбом, или перевернулся с ног на голову мир, этого не произойдёт. Спектакль, скорее, как мне показалось, должен озадачивать и будить воображение у зрителя.
Те, кто пришёл в театр с ожиданием чего–то, были в лёгком разочаровании. Зрителей предупредили сразу: в спектакле не надо искать смысл. Мне, к примеру, он так и остался непонятен. В этом, наверное, и есть интеллектуальная жемчужина этого спектакля. Работу актёров можно было наблюдать на расстоянии протянутой руки. Актёры были органичны и в материале, играли, как признался потом один из зрителей, чувственно, хоть порою и не жизненно.
Спектакль однозначно нестандартный. Его, думаю, больше можно назвать даже и не спектаклем, а просмотром фильма. Интересного, но непонятного. Волнений, переживаний от спектакля не осталось, только ощущения. Какие именно, точно не опишешь. Может, это и было главной задачей актёров. Сразу же после спектакля о нём хотелось поговорить, обсудить. Правда, уже на второй день, вспомнить о чём же спектакль, было трудно.
Вроде слова красивые, правильные и даже немного пафосные, но непонятно, к чему они…Тут же вспоминаешь, что тебя просили расслабиться и просто наблюдать игру актёров, глубоко не копать. Наверное, глубинный смысл того, что происходило на сцене, всё же должен был накрыть зрителя внезапно, вдруг, или как–то ещё.
Слова, которые говорили герои со сцены, были, бесспорно, философски многомерными. Именно текст, по словам режиссёра Ольги Павловой, и был главным героем спектакля. Авторы, которые писали текст, произнесённый актёрами, знали, о чём говорят. К примеру, чего только стоит такая фраза: глубина того, что с нами происходит, никогда не измеряется только лишь качеством любви.
Особенная фишка постановки – некоторые фразы и предложения, актёры повторяли их подряд по 2 раза. Пока пытаешься понять и осмыслить, это уже другой сюжет. Там уже про иное. К примеру, про то, что все мы вплетены в структуру получения, что вся наша структура – это и есть желание что–то получить. Как правило, покой и благополучие.
Герои спектакля, каждый по–своему, пытались найти смысл своей жизни. Но получалось, что искать – не значит найти. Может, поэтому и зрителей просили не заморачиваться в поисках смысла спектакля.
После представления зрители аплодировали стоя.
Когда после спектакля я попросил актёра Дмитрия Белича рассказать, о чём же, по его мнению, был спектакль, он объяснил, что этот спектакль о том, что Бог в каждом из нас, но не всё в нас – это Бог. Один из зрителей оценил спектакль как мудрёное произношение одного предложения: говорили о простых вещах непростыми словами. Другой сказал, что сначала спектакль показался простым, скучным, и он хотел было уйти.
– Но в конце актёры сумели подобрать ко мне ключик, – рассказал мне о своих впечатлениях зритель.
А продвинутые зрители говорили про то, что этот спектакль «Лестницы» надо просто смотреть, как картину. Вот, к примеру, на один тот же пейзаж смотрят несколько человек. Все видят, что на нём нарисовано (к примеру, лес, деревья), но ощущает их каждый по–своему.
Дмитрий МАТВЕЕВ,
Фото Юрия ТАРАСЕНКО