Дотянуться до звёзд
На телекомпании РИКА ТВ ухватились за эту идею, но выяснилось, что публикация материалов таким образом станет запаздывать во времени.
И тогда было принято решение издавать собственную газету.
2. Главным редактором издания был приглашён собственный корреспондент республиканской газеты «Ленинская смена» Георгий ЛОРИЯ. Он же придумал и название – «Эврика», и слоган: «Газета для хороших людей».
3. Первый номер нашей газеты вышел утром 20 мая 1994 года тиражом 5.000 экземпляров. Раздавался он читателям бесплатно.
4. Первый номер «Эврики» оказался богат на криминальные события: гибель от истощения в следственном изоляторе полутора десятков заключённых, побег после судебного заседания в Алге одного из подсудимых, изнасиловавшего девочку. Но «гвоздём номера» стало убийство 4 сотрудников секретного подразделения управления внутренних дел.
5. Не успев ещё толком раскрутиться, «Эврика» сразу стала помехой конкурентам.
Первым делом из нашей газеты стали воровать программу передач РИКА ТВ. Одно из местных бульварных изданий повадилось перепечатывать программу на выходные дни, даже не удосужившись спросить разрешения. Видать, совсем тяжко с тиражом было. Уже во втором номере нашей газеты на первой странице мы были вынуждены опубликовать следующее предостережение: «Программа РИКА ТВ, опубликованная не в «Эврике», куплена у воров!».
Впрочем, вскоре вороватое издание само закрылось.
6. Через полтора месяца после выхода первого номера нашу газету выгнали из города.
Главным недоброжелателем «Эврики» совершенно неожиданно для нас стал директор местной типографии, единственной на тот момент. Директор открыто лоббировал интересы той самой вороватой газеты, о которой говорилось выше. Полиграфист, совершенно обоснованно опасаясь падения тиражей «своего» издания, поставил перед руководством «Эврики» ультиматум: либо вы делитесь программой с тем изданием, либо…
Короче, 9–й номер в актюбинской типографии не вышел – внезапно «закончилась» бумага. Закончилась она только для нас – другие местные и республиканские издания продолжали печататься.
Не найдя управы на руководителя государственного предприятия (в том числе и у властей), мы были вынуждены печататься не только за пределами области, но и в другой стране.
Опальную «Эврику» согласились печатать в российском Оренбурге, где мы вышли уже спустя 3 недели. Отдельное спасибо директору издательско–полиграфического комплекса «Южный Урал» Геннадию КОРЖЕНКО, приютившему нас на долгих 3 года.
Кстати, господину Корженко то и дело поступали телефонные звонки от его актюбинского коллеги с настойчивыми советами отказать «Эврике» в сотрудничестве. Однако руководитель мощного российского предприятия поступил по–мужски, отправив звонившего в известном направлении.
7. Дискеты со свёрстанными полосами мы еженедельно возили в Оренбург на автомобиле. Назад возвращались через 1,5–2 суток с отпечатанным тиражом. В любую погоду.
И вот однажды разыгрался сильный буран, машины из города не выпускали ни под каким предлогом. Тогда менеджер по распространению Виктор ГЕРБЕР, еженедельно мотавшийся с водителем в Оренбург, пошёл на хитрость. Или напролом. Он вынул из дипломата распечатки полос и пошёл в будку к гаишникам.
– Видишь, тут фотография Мусина, и статья важная, – брал на понт милиционеров Гербер. – Прикинь, чё тебе будет, если газета не выйдет!
Менты посовещались и открыли шлагбаум: «Мы тебя не видели, ты – нас».
О том, что эта поездка могла из–за непогоды оказаться и для него, и для водителя последней, «эврикавский» экспедитор как–то не подумал.
8. «Эврика» любила на 1–е апреля разыгрывать читателей. То про яйца динозавра, найденные пенсионером в подвале, напишет, то про лопнувший в 70 км от города меридиан.
А однажды мы пообещали первому читателю, обнаружившему на страницах газеты особую метку, – «Жигули». На удочку попался директор одной из городских школ, ставший впоследствии обладателем ящика «жигулёвского» пива.
9. Но пальму первенства держит шутка о том, что будто бы англичане, напечатавшие для Казахстана купюры достоинством в 10 тенге, допустили оплошность, и металлическая полоска, которая содержится в банкноте, на самом деле – сплав золота и платины. И что казахстанские банки готовы обменять каждую такую купюру на 100 долларов.
«Новость» была моментально распространена казахстанскими изданиями, российским информационным агентством ИТАР–ТАСС, газетой «Известия» и «Первым каналом». Но всех обскакали французские СМИ, злорадно рассказавшие о «глупейшей ошибке» английских полиграфистов.
10. Дизайнерское исполнение и печать газеты со временем менялись. Например, название газеты было чёрно–белым, чёрно–белым с добавлением красного цвета и полностью красным, как сейчас. И лишь один раз красный цвет на «шапке» мы заменили на синий – 5 августа 1994 года. Хотели поэкспериментировать. Нам не понравилось, и с тех пор при возможности двухцветной или полноцветной печати редакция красному цвету не изменяла.
11. Когда вышел в свет первый номер «Эврики», редакция официальной газеты областной администрации «Актюбинского вестника» собралась на планёрку. Главный редактор Евгений КУЛАГИН попенял журналистам, фотографу и верстальщику: мол, смотрите, умеют же люди работать! Евгению Викторовичу было невдомёк, что все трое втихаря шабашили на «Эврику».
12. Казахстанским журналистом, впервые привлечённым к уголовной ответственности, оказался корреспондент «Эврики» Олег АДОРОВ. Он написал о странностях отправления правосудия одним районным судьёй, и тот потребовал Олега посадить, а с нашей газеты слупить 2.000.000 тенге.
Дело получилось громким – многие республиканские средства массовой информации выразили сочувствие нашему коллеге и возмутились поведением судьи.
Суд вначале признал Адорова виновным в клевете и приговорил его к 180 часам общественных работ. Но журналист не сдавался! В результате уголовное дело, возбуждённое по заявлению судьи, было прекращено.
А с газеты судья всё же сорвал 300.000 тенге. Деньги «потерпевший» обещал передать в Алгинский детский дом, но «забыл».
13. В редакции был такой прикол – когда мы кому–нибудь рассказывали о Викторе РОДИОНОВЕ, то обычно начинали короткий рассказ о том, что он 25 лет своей жизни провёл за решёткой. Собеседники обычно делали круглые глаза от удивления, а мы наслаждались произведённым эффектом.
Выпускник физмата Виктор Родионов, действительно, четверть века провёл в колонии. Подполковник внутренней службы там работал.
Немногим больше 10 лет он проработал в «Эврике», 2 года из них – главным редактором.
17 сентября 2011 года его не стало… Мы учредили премию памяти Виктора Александровича, которую ежегодно в день его рождения вручаем лучшему журналисту актюбинских СМИ.
14. Редакция «Эврики» располагается уже по четвёртому адресу. Сначала мы находились рядом с парком имени Пушкина, спустя 2 года переехали на окраину Жилгородка. В 1997–м мы оказались уже на Сазде, а ещё через 10 лет перебрались в здание кинотеатра «Локомотив».
15. В июле 1995–го мы первые написали о Светлане и Николае МУСИНЫХ, купивших на вокзале чужого ребёнка. Тогда факт продажи матерью ребёнка всколыхнул весь город.
16. Летом 1994 года на рынке Актюбинска появились «левые» экземпляры «Эврики». Хотя точное количество газет, отпечатанных сверх заявленного тиража, не удалось установить, понятно, что их было немало. «Левая» «Эврика» предлагалась покупателю по цене значительно ниже редакционной. Говорят, много позже кого–то из печатников даже поймали.
17. В январе 1996–го профессор Амангельды АЙТАЛИЕВ опубликовал в нашей газете свои рассуждения по этническим проблемам. Публикация имела неоднозначный резонанс у читателей. Особенно профессорские мысли не понравились оренбургским таможенникам, поначалу даже отказавшимся выпустить отпечатанный тираж «Эврики» из России.
18. Первый спикер мажилиса казахстанского парламента Марат ОСПАНОВ не только никогда не отказывал нам в интервью, но и сам писал в «Эврику» аналитические материалы по экономике.
19. Однажды мы участвовали в полицейской погоне. Как в кино! Только не мы с полицейскими за кем–то гнались, а полицейские гнались за нами.
За несколько часов до сдачи номера в печать мы узнали об обнаруженных полицией в канализационном люке на территории областной больницы телах мёртвых младенцев. На место срочно отправилась наш корреспондент Оксана МАКСИМЕНКО.
Полицейские, судя по всему, совсем не были настроены делиться информацией и восприняли прессу настороженно. Когда Оксана, сделав несколько снимков, села в машину и направилась в редакцию, люди в погонах устремились за ней.
А дальше была погоня! Сразу несколько полицейских автомобилей с мигалками и воем сирен преследовали «эврикавскую» машину, пытаясь преградить путь и прижимая к обочине.
Когда «подозреваемые» были задержаны и предъявили служебные удостоверения, полицейские растерялись: команды–то, как дальше прессовать прессу, не было. Но и отпускать никто не разрешал. Потом, конечно, разобрались что к чему. Даже извиняться в редакцию приходили.
20. Как–то в «Эврике» была опубликована колонка о просителях. Тех, кто записывается на приём к акиму области и при встрече начинает требовать: квартиру в городе, хлебную должность, денег просто так. Речь идёт не о людях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые терпели до последнего, прежде чем пойти просить. О других шёл разговор, которые с воплем «Дай!» берут за горло.
Так вот, в той колонке был напечатан анекдот про акима Елеусина САГИНДИКОВА.
Садится аким в служебную машину. Видит, водитель какой–то грустный.
– Василий, с тобой всё нормально?
– Нормально, – бурчит тот в ответ.
– Что–то случилось? – не отстаёт аким.
– Нормально, – зло отвечает водитель.
– Василий, тебя что–то не устраивает? – решил всё же выяснить аким. – Квартиру ты получил хорошую, большую. На машине ездишь новой. Зарплата тоже хорошая. По моим личным делам ездить я тебя особо не гружу. В чём дело?
Василий оборачивается к заднему сидению:
– Эх, Елеусин Наурызбаевич, вот если бы нас с вами ещё кто–нибудь возил…
Наутро после выхода номера на сотку главного редактора позвонили из приёмной Сагиндикова: «Соединяем с Елеусином Наурызбаевичем».
«Дошутился…» – подумал Виктор Гербер.
Секунд 10 в телефонной трубке был слышен только хохот. Акиму анекдот понравился.
21. Кстати, Сагиндиков был первым главой региона, кто побывал в редакции «Эврики». Аким посмотрел, как верстается газета, перекинулся парой слов с ребятами и… погладил кошку. Наша редакционная мурлыка как раз мирно дремала в кресле – и не одарила акима знаками внимания.
– Как будто её каждый день акимы гладят! – удивился Елеусин Сагиндиков.
22. Кроме Сагиндикова, в редакции «Эврики» побывал и Бердыбек САПАРБАЕВ. А Архимед МУХАМБЕТОВ приезжал поздравлять газету с 20–летием.
23. Апрель 2003–го. Первый день работы Евразийского медиа–форума. Во время перерыва президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ общается с делегатами в неформальной обстановке. Многих он узнаёт в лицо и называет по имени–отчеству.
Среди участников форума он замечает главу телекомпании РИКА ТВ Наталью БАНДРОВСКУЮ. Они общаются как старые знакомые, хотя виделись всего несколько раз. Во время одной из встреч Наталья Бандровская презентовала президенту буклеты о медиа–группе РИКА и свежий номер «Эврики».
– Здравствуйте, Наталья Глебовна! – сказал в этот раз президент. – Я помню вас и газету вашу помню. Передавайте от меня привет её коллективу и всем актюбинским журналистам!
24. В 2013 году мы разыскали живущую в Актобе Евдокию САНЖАРОВУ. Бабушка жила в Чемолгане, по соседству с Назарбаевыми, дружила с ними, а Нурсултана знает с детства. Наш корреспондент Динара ЖАНАЛИНА подготовила статью, которую мы опубликовали, а затем предложили одной из республиканских газет. Наутро свежий номер газеты занесли президенту, и тот был приятно обескуражен. Он–то считал, что тётя Дуся давно уехала в Россию, и потерял с ней связь. А она, оказывается, с 2000 года жила в Актобе, куда её пригласила сестра.
В июне 2014–го Нурсултан Назарбаев приехал в Актобе и навестил тётю Дусю в больнице. Президент привёз подарки, они с Евдокией Ивановной шутили – ведь впервые после долгих лет разлуки тётя Дуся смогла увидеть своего Султана не по телевизору.
25. Первый номер газеты «Эврика» провёл в космосе 178 суток!
В свой короткий полёт на орбиту нашу газету взял с собой космонавт Юрий ЛОНЧАКОВ. Газета «Эврика» улетела к звёздам 12 октября 2008 года и вернулась на Землю 8 апреля 2009 года.