Дорога через хаос
В большинстве работ Айдара ЕСПАЕВА Актобе совсем не приукрашен. Это тот город, что мы видим каждый день. Небрежно обрубленные деревья, вывески супермаркетов и пешеходы, спотыкающиеся в грязных сугробах, облупившиеся фасады домов в Жилгородке, покосившиеся столбы на Курмыше, лужи у филармонии. Но самое любопытное, что эти не самые лицеприятные актюбинские реалии смотрятся вполне красиво. Восприятие художника отыскало красоту в этом хаосе.
– В Актобе мне очень не хватает красок и яркости, – поделился Айдар. – Это особенно почувствовалось, когда я вернулся из Алматы. Поэтому в свои картины я всегда добавляю побольше ярких красок. Они и создают позитив.
Из актюбинского цикла работ особенно выделяется шутливая серия из трёх картин про масломера в тельняшке. В первой картине показаны его рабочие будни, где, высунувшись из «Газели», он приглашает пассажиров доехать до остановок «Карагандинский», «Акация» или «Планетария», на второй масломер притих при виде гаишника, зато на третьей кондуктор участвует в свадебном кортеже.
По словам художника, на эту серию картин его вдохновило творчество питерских «митьков». Эта субкультура обожает носить тельняшки и писать наивные картины, больше похожие на детские рисунки. Так, стараниями Айдара один нарисованный «митёк» поселился в Актобе и даже нашёл работу масломера.
Единственной мрачной работой на выставке стал автопортрет художника, написанный ещё в 90-е годы.
– Тогда время было мрачное, – признаётся Айдар. – Мне казалось, что будущего нет. Поэтому автопортрет выполнен тёмными, мрачными красками. Сейчас я понимаю, что сильно ошибался.