Доктор, который играет и поёт
В гастрольном спектакле «Раскольникoff» у Александра Рапопорта роль проницательного следователя Порфирия Петровича.
– Когда пришёл в театр, я же был молодым актёром преклонного возраста, – говорит наш гость. – Естественно, я не мечтал уже о ролях Ромео, Гамлета. А вот Порфирий Петрович, Воланд, Каренин – это всё роль-мечта. В романе Толстого главная героиня – Анна Каренина, а с моей точки зрения – Каренин. Он порядочный, образованный, приближённый к императору, семьянин. Но принято считать, что он – брюзга, потому что не хочет, чтобы жена изменяла. Вот же гад!
По словам артиста, от роли Порфирия Петровича невозможно отказаться.
– Работа следователя, прокурора – это своего рода охота, азарт. У Порфирия Петровича нет идеи-фикс: поймать человека, скрутить, посадить и закрыть дело. Его слова: «Я решил не только поймать преступника, но и спасти его». Про Раскольникова он говорит, что тот неокончательный подлец, и впереди у него ещё целая жизнь. Люди устанавливали новые законы, тем самым нарушая старые, и автоматически становились преступниками. То есть каждый человек, который хочет как-то проявиться, рискует стать преступником. Я сам прошёл в жизни много разного, и со следователями мне приходилось встречаться тоже. Среди них, в меньшем количестве, но попадались и человечные. Так что, когда худрук и режиссёр предложили мне играть следователя, то у меня не было вариантов. Бывает, в кино или в театре тебе дают текст, ты на него смотришь, а произносить не хочется. У Достоевского такой текст, что ты просто ждёшь, когда придёт время открыть рот.
Достоевский – это инсайт
11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения русского писателя Фёдора Достоевского.
– Когда постановка замышлялась, вряд ли кто-то вспоминал про юбилей, – считает актёр. – Не нужно никакого повода, чтобы поставить Достоевского.
– Во время пандемии люди хотят больше расслабиться, посмотреть комедию…
– Комедия хороша, как жанр, – отвечает Рапопорт. – Но есть комедия, выдавленная из тюбика, где обязательное оголение. В начале 20 века один из самых эротических моментов, знаете, какой описывался? Расшнуровка сапожка.
Классика (и Достоевский, в частности) – это то, что надо людям объяснять, замечает Александр Григорьевич.
– На мой взгляд (и это является предметом моей дискуссии с режиссёрами, постановщиками, продюсерами): «Преступление и наказание» надо рассказывать со сцены медленно. Если обычно режиссёры говорят актёрам, что не надо визуализировать свой рассказ (то есть, когда говоришь: я пошёл, не изображай пальцами ходьбу). Достоевского надо визуализировать! Там такой текст, что на неподготовленного зрителя может не лечь. Чтобы текст проник вглубь, надо повторять его несколько раз, перечитывать, возвращаться. Если смотреть фильм по роману писателя, то надо отматывать назад. В театре «Современник» был как-то показ для своих, и каждому предложили взять отрывок из Достоевского. Я выбрал из «Идиота» монолог о ценности времени, отрывок с момента приговора до момента помилования, когда у героя произошло переосмысление. В моей жизни была такая ситуация, когда я стоял и ожидал выстрела. Достоевский – это тот автор, которого надо послойно произносить, и тогда произойдёт, как сейчас говорят, инсайт – озарение.
– Почему произведения именно Фёдора Михайловича популярны во всём мире?
– Всегда называют тройку русских писателей: Толстой, Чехов и Достоевский, – уточняет Александр Рапопорт. – Психотип Достоевского – эпилептоид. Это человек – самый скрупулёзный, педантичный, он докапывается до сути и выворачивает наизнанку всё человеческое нутро. Достоевский как будто достаёт всю фактуру персонажа и ему же показывает: «Вот что с тобой происходит».
– Как детям привить любовь к классике? Сегодня школьники не горят желанием читать классические произведения.
– В игровой форме давать детям информацию. С малолетства водить в театр, в кино, чтобы ребёнок запоминал имена литературных героев, киноперсонажей. Родители, будьте внимательны к вашим детям! Не давите в них инициативу, наблюдайте то, что им интересно, и пусть они делают то, что хотят. Любимое дело – составляющая часть счастья.
«Мой персонаж так не сделает!»
Александр Рапопорт не только играет человеческие души, но и лечит их. По первому образованию наш собеседник – психотерапевт.
– Я же всегда хотел быть актёром, сколько себя помню, – рассказывает исполнитель роли Порфирия Петровича. – Сначала были против родители, потом жена. И для меня было наказанием поступать в медицинский. У нас на курсе был Миша Зубарев, который закончил с красным дипломом институт, его оставляли в аспирантуре. Он сказал: «Какая аспирантура, людей лечить надо». И поехал в Красновишевск, куда можно было добраться только на санитарной авиации. Но, слава богу, на последних курсах появилась психиатрия. И я подумал: если уж работать в медицине, то только психотерапевом.
– Знания психологии помогают или мешают в театральной игре?
– Они помогают! Я считаю, что если бы я не стал врачом-психотерапевтом, то очень многих вещей просто бы не понимал и делал бы их на сцене технически. Я благодарен своим родителям, которые загнали меня в мединститут. Бывает, читаю свою роль и вижу, что ну не может мой персонаж вот так поступить! Это будет фальшиво! Начинаю спорить с режиссёром. Я считаю, что актёр и психиатр – две грани одной профессии.
– Некоторые актёры говорят, что нельзя глубоко вживаться в роль – можно оттуда не выйти.
– Любой игре надо отдаваться, но не нести сценический образ в бытовуху. А те, кто говорит, что вживаться в роль не нужно... Простите, но это не актёры.