«Для меня завод – не работа, а образ жизни»
В День Республики герой нашей статьи получил орден «Еңбек Даңқы» III степени, как почётный труженик производства. И хотя начальник фильтрационного участка уже 3 года, как достиг пенсионного возраста, но руководство не хочет отпускать такого ценного сотрудника. Раил Анварович при всех своих достижениях – человек скромный, не любит много говорить о себе, поэтому начали мы нашу беседу с его руководителем, начальником цеха №2 Максимом МОЗГОВЫХ.
– Когда я пришёл на предприятие, Раил Анварович уже работал на заводе, – воспоминает его руководитель. – В цехе он воплотил и воплощает много разных идей, которые облегчили работу на участке, как дневного персонала, так и сменного. Например, с его помощью добились сокращения пробега оборудования, улучшения методов безопасного труда – это вопрос охраны труда и техники безопасности. Я бы выделил два главных качества моего работника – коммуникабельность и обучаемость. Раил Анварович умеет выстраивать диалог, как с руководством, так и с подчинёнными, может организовать благоприятный психологический климат в коллективе. И, конечно, за его плечами большой опыт – это то, что требуется от каждого технического специалиста.
Как известно, завод – это беспрерывное производство, где работники всегда начеку.
– У нас очень размытое понятие о выходных и праздничных днях, потому что в любой момент могут вызвать на работу, – говорит начальник цеха №2. – На нашем предприятии, в цехе и конкретно на участке, который возглавляет Раил Анварович, трудятся в режиме 24 на 7. Раил Анварович все 7 дней в неделю всегда находится на связи, он всегда в курсе того, что происходит на участке. В любой момент он может приехать, если есть такая необходимость. Слава богу, что какие-то неполадки или аварийные ситуации не так часто происходят, потому что мы целенаправленно работаем на предотвращение подобных кризисов, и вполне успешно. Но производство есть производство, и только ответственный человек, каким и является наш Раил Анварович, может решать такие вопросы. Я вижу, как он радуется, когда ему удаётся решить какую-то проблему, найти техническое решение. У него глаза «горят», радость творчества, ведь каждый инженер – художник в душе.
«В первые рабочие дни заблудился между цехами»
Раил Анварович впервые переступил порог Актюбинского завода хромовых соединений в январе 1977 года, когда ему был 21 год.
– Пошёл на завод потому, что при Советском Союзе те, кто работал на вредном производстве, выходил на пенсию рано, – рассказывает наш собеседник. – Думал, что поработаю лет 10 – и уйду. Сначала всё было непонятным: разное оборудование крутится, завод большой – как-то даже заблудился, и начальник цеха меня искал. А ещё вначале смену перепутал: думал, что у меня отсыпной, а был рабочий день (смеётся). Мне сразу понравилась заводская атмосфера, хороший коллектив. Сначала трудился шихтовщиком, то есть готовил шихту. Шихта – это исходная смесь для обжига. В то время не хватало работников в фильтрационном отделении, и меня туда перевели, где я до сих пор и работаю. Сначала был фильтровщиком, старшим фильтровщиком, потом перевели на чистильщика, а затем стал бригадиром чистильщиков, так дошёл до руководящего поста – мастер участка.
Работать стало легче и безопаснее
Чтобы нашим читателям было понятнее: цех № 2 – это основа всего завода АЗХС. Здесь работники готовят полуфабрикаты, из которых в дальнейшем производят всю остальную продукцию. На участке, который возглавляет герой нашей статьи, выполняются все тонкие операции по очистке монохромата от примесей. Раил Анварович контролирует весь рабочий процесс на фильтрационном участке. Под его руководством посменно работает 5 бригад-фильтровщиков, а также дневная технологическая и механическая службы участка.
– Сейчас на заводе стало намного легче работать, чем, допустим, 10 лет назад, – замечает Раил Анварович. – Оборудование почти не ломается. Раньше постоянно вызывали бригады чистильщиков, аппаратчиков, которые его ремонтировали. У нас полностью реконструировали хвостовое хозяйство, где мы сократили количество трубопроводов и объёмы перекачек; изменили схему сбросов отходов с гидротранспорта на автотранспорт, что облегчило нам работу; заменили некоторое оборудование, что позволяет работать в нормальном, а не аварийном графике. Много вещей мы автоматизировали, чтобы облегчить физический труд. Также мы провели большую работу с вытяжными и приточными устройствами – это позволило уменьшить выбросы в атмосферу. А также я добился того, чтобы делить имеющийся поток вакуума на два рукава: так можно вывести половину оборудования из производства, когда оно работает вхолостую, и таким образом сэкономить киловатт. Это же завод, а не квартира, где забыли свет выключить. У нас совсем другие киловатты, и вывод 3 единиц из работы – это уже выходит большая экономия мощностей.
А ещё Раил Анварович по японской философии «кайдзен» навёл порядок в цехе.
– Мы провели приличную работу по хранению и упорядочению запчастей и материалов, – говорит мастер фильтрационного участка. – Я разработал на своём участке графики по уборке и обслуживанию на всех единицах оборудования. Когда на рабочем месте чистота и порядок, душа радуется. Мы стараемся работать по принципу: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Тем более, на заводе грязь – это не просто пыль, а опасные отходы, которые не должны где-то копиться и собираться. Это же всё в итоге идёт в атмосферу. Для нас главное, чтобы наше производство не вредило здоровью и было безопасным для окружающей среды.
Не случайно главный жизненный принцип у Раила Ильясова: если за что-то взялся, то доведи до конца.
«Не умею отдыхать»
Рабочий состав в цехе №2 – это в основном молодые люди, которым не больше 35 лет.
– Сейчас рассказываешь молодым работникам, как трудно было работать, а они не верят, – говорит мастер фильтрационного участка Раил Ильясов. – АЗХС – городская кузница кадров. Даже если молодой человек долго здесь не задержится, он всё равно пройдёт хорошую закалку. Многие городские энергетики, слесари, аппаратчики – наши бывшие работники. На заводе по-настоящему приходит понимание вопроса охраны труда. К сожалению, часто в мелких предприятиях вопросы промышленной безопасности просто игнорируют. А наши люди, кто поднимается на ступень бригадирства, уже могут учить этому, приходя в маленькие компании. Они знают, что такое инструктаж, как он проводится и для чего нужен, потому что на заводе обязательно проводится обучение технике безопасности труда.
Даже во время отпуска Раил Ильясов не может долго просто сидеть без дела. Главная его увлечение – рыбалка. В цехе №2 даже есть шутка: Раил Анварович знает в лицо каждого карася. Когда рыбалка – удачная, мастер фильтрационного участка раздаёт рыбу коллегам. Самый большой улов, которым гордится герой нашей статьи, – 35-килограммовый сом.
Раил Анварович признаётся, что никогда не думал о смене работы: «Я здесь привык, мне никогда не хотелось уйти с завода, – говорит он. – Главное – это стабильность. Есть понимание, что мы участвуем в мировой торговле, значит, всегда есть востребованность продукции, и это даёт нам гарантии работы. Но и, конечно, крупное предприятие, а не какая-нибудь фирма-однодневка, которую в любой момент могут закрыть. На заводе строго соблюдают трудовое законодательство. Если выходишь во внерабочее время, то платят сверхурочно, как положено, зарплату не задерживают, периодически повышают оклад, выдают премии. Люди на заводе чувствуют заботу со стороны руководства, и внутри коллектива у коллег человеческие отношения. Для меня завод – это не просто работа, это мой образ жизни».