Детские вопросы знаменитой пианистке
– Музыка должна приносить счастье, – говорит Жания Аубакирова, и это убеждение помогает ей самой преодолеть любые нагрузки и сложности жизни. Таковых, конечно, сверх меры у ректора Алматинской консерватории им. Курмангазы, педагога, концертирующей пианистки и общественного деятеля.
В Актобе Жанию Яхьяевну накануне концерта ожидали педагоги и учащиеся музыкальной школы и колледжа им. Ахмета Жубанова. Всем хотелось получить консультацию: как играть эту трель, как правильно расставить оттенки, какая педаль должна быть в сонатах Моцарта? Со всеми внимательная и строгая, она успела за несколько часов прослушать, поработать над звуком, над каждым тактом и настроить учеников на то, что всё у них получится. Только нужно очень много заниматься.
– Знаете, когда я училась в Московской консерватории, мы занимались по 10 часов в день, – рассказывала школьникам народная артистка. – Тогда все так занимались. Да, надо себя заставлять. Годы идут. То, что я делаю сейчас, мало кому удаётся. Сил требует много. Времени на занятия почти не остаётся, играю рано утром, поздно вечером, ночью. Недавно занималась перед концертом в Караганде. В какой–то момент услышала, что музыка кончилась. Оказывается, уснула на несколько секунд, прямо за клавиатурой.
Но всё это не к тому, что судьба музыканта сурова и утомительна. Когда артист выходит на сцену, забываются часы работы над техническими сложностями и слёзы от того, что не получалось. Остаётся только Музыка.
«Всё, что насильно – бессмысленно»
– Ну, дети, задавайте вопросы, – обратилась Жания Аубакирова к ученикам ДМШ №1, которые терпеливо дожидались, пока она приедет со встречи в музыкальном колледже. И вопросы посыпались: Кто был вашим первым учителем? А какую самую первую пьесу вы играли? Ваш самый любимый композитор? Кто решил, что вы должны играть именно на фортепьяно, а не на другом инструменте? А медали у вас есть? Они золотые или серебряные?
– Медалей у меня полно, – улыбнулась пианистка. – Однажды президент попросил в День независимости на торжественный приём надеть все ордена, у кого какие есть. И я подумала, что буду, как космонавт, если все повешу. У меня несколько казахстанских наград, в том числе лауреат госпремии, орден «Парасат», кавалер ордена литературы и искусства Франции, два польских ордена, и так далее. Есть российский орден Екатерины Великой, второй степени. Когда я спросила: «А почему второй, а не первой?», мне ответили: «Мала ещё…». Некоторые люди хотят, чтобы их наградили, а у меня получается само собой. Говорят просто: «Хорошо играешь».
– Композитором я очень хотела быть, но как это – писать музыку, не представляла. Смелости не хватило. Так же, как очень хотела играть джаз. Один раз приснилось, что играю джаз, и так хорошо получается! Проснулась, и чуть к роялю не бросилась. В принципе, этому можно научиться, и мы сейчас учим. Всё развивается. Вот, например, петь тоже мечтала. Понятно, что на сцене петь не буду, но год назад мечту исполнила. Записала песню на свадьбу детей: «Как много лет во мне любовь жила…».
– В этом году у меня 30 лет творческой деятельности. Какие планы? Огромные. Вчера был большой концерт в Караганде, после вас еду в Усть–Каменогорск. Потом буду готовить выступление в Алматы с французским ансамблем. Летом у нас огромная программа в поддержку ЭКСПО, 300 студентов готовим. А осенью будет Будапешт, Вена, потом Бангкок и Афины, снова Астана. Так что расслабляться некогда.
– Нельзя детей заставлять заниматься музыкой, – этот ответ был уже в адрес мамы, которая призналась, что с подростками очень сложно. – Основная проблема в том, что детям не интересно. Если так, хоть режьте – играть не будет. Да ещё и ненавидеть музыку начнёт. Однажды, помню, после того, как закончила Московскую консерваторию, я пришла в класс одного педагога посмотреть, как занимаются с детками. Она говорила: надо показать, как это красиво, рассказать, сыграть так, чтобы зацепило, чтобы ребёнку самому захотелось так же повторить. А всё, что насильно – бессмысленно.
«Музыканты востребованы больше, чем юристы»
Как успевать разобраться со всеми делами при немыслимо напряжённом режиме дня? Как поддерживать физическую форму? Как справляться с бесконечными реформами в образовании? Выживет ли классическая музыка в Казахстане, нужна ли она будет следующим поколениям? На эти вопросы Жания Аубакирова тоже дала короткие и исчерпывающие ответы.
– Классическая музыка – это общечеловеческая ценность всех времён и народов. Почему Казахстану она может быть не нужна? Ещё как нужна и развивается! У нас сейчас в консерватории 140 концертов в год, все приглашают, все ждут. Музыканты стали больше востребованы, чем юристы и экономисты. Я родителям так и говорю: с творческой специальностью ребёнок без работы не останется. Если человек талантлив, он найдёт себя.
– Держать форму надо. Я хожу ежедневно со скандинавскими палками, это стало очень популярно. И действенно. Упражнения делаю для позвоночника. И вообще, я позитивный человек, только это и даёт силы. Когда долго не играю, очень страдаю. Вот, последнее время играла с оркестром, с квартетом, а сольно не выступала. Всё, не могу, надо играть самой, а то чувствую себя неполноценно. Пока езжу, работает моя команда в консерватории. Я целый год напрягалась, чтобы такую команду создать, очень профессиональную. Сейчас у нас опять реорганизация, вузы должны стать открытыми акционерными обществами. Государство требует, мы выполняем.
Самый яркий и неожиданный вопрос от детей задал маленький мальчик: «А вы на пианино играть умеете?». Она показала. 9 апреля зал аплодировал, не отпуская. Ещё несколько сотен человек музыкой Баха и Шопена подняла над суетой народная артистка, профессор, лауреат всевозможных конкурсов Жания Аубакирова.