Наши предки говорили: «Сандық – қыздың бақыты» – «Сундук – счастье дочери». Именно поэтому в семье, где росла девочка, родители заблаговременно собирали приданое и укладывали всё в сундук. Когда девушка покидала отчий дом, она забирала национальный атрибут с собой.
Сегодня сундук – это красивый подарок будущей невесте, молодожёнам или на новоселье. В основном сегодня сундуки делаются из дерева.
3 года назад на Москве открылся цех по изготовлению сундуков. Художник Талгат УРАЗОВ собрал команду энтузиастов, которые не только сумели возродить забытые традиции кочевого народа, но и немного осовременить дизайн своих работ.
ПЕРВЫЙ ПОШЁЛ
С удовольствием здесь вспоминают, как получился первый сундук.
– Ровно месяц ушёл у нас на его изготовление. С большим интересом мы принялись за работу – всё делалось вручную. Линейкой вымеряли, чтобы рисунок не «плясал». «Бараний рог» – с этого орнамента началась наша работа. После нанесения рисунка мы расписали его золотом. Словом, первый блин оказался не комом, – признаётся мастер Николай ФЕДОТОВ.
Получившийся шедевр сразу нашёл свою обладательницу.
Изготовление национальной мебели – процесс трудоёмкий. Сначала составляется эскиз рисунка, который украсит предмет интерьера. Мастера стараются сделать всё, чтобы старинные мотивы сплелись с современными.
– Несмотря на то, что я представитель некоренной национальности, в душе я казах. Я родился и вырос в Казахстане, поэтому у меня нет ощущения, что культура кочевников – это не моё, – делится дядя Коля.
Мастер словно бы чувствует, каким будет орнамент. Вместе со старшим (так между собой ребята в цеху зовут Талгата) мужчина думает над оформлением изделия.
– Конечно, мы стараемся сохранить большое наследие казахского народа, но и без творчества не обойтись. Недавно мы придумали немного другой вид шанырака, – говорит мастер. – Если бы мы не сохранили культуру народа, то сундуки получались бы просто деревянными коробками разных цветов.
СУНДУК ОЖИВАЕТ
В старину сундуки делали из разных материалов. Сегодня – практически только из дерева.
– Я работал с металлом и пластиком, но дерево – это совсем другой материал, он живой. Чем твёрже порода дерева, тем проще с ним работать, – делится специалист.
Чтобы очередное творение умельцев ожило, должно пройти 3-4 дня. Сначала готовится эскиз оформления – задание для станка, который наносит его на подготовленные листы. Но далеко не всё оформление делается станком. Немалую его часть мастера наносят вручную.
– Есть рисунки, которые должны наноситься рукой автора. Во-первых, это придаёт жизнь сундуку, во-вторых, дерево любит руки, – объясняет дядя Коля.
– После нанесения узоров мы собираем сундук: так сказать, репетируем, потому что сразу разбираем, чтобы обклеить. Снова собираем, затем мастер обивает его, а после уже начинается покраска. Вот здесь сундук и оживает, – объясняет мастер Василий ВЕРЕШ.
Раскрашивание сундука – процесс не из простых.
– Изготовление сундука – это процесс, где трудится вся бригада. Мы советуемся при нанесении узоров, при сборке изделия. При покраске все несогласованные моменты дают о себе знать. Окрасить сундук так, чтобы всё гармонично сочеталось – дело непростое. На крышке этого сундука орнамент вырезан с углублением, а на стенках – прорезная резьба. Покрасить одинаково два разных вида – не так-то просто, – показывает дядя Коля.
СУНДУЧОК С СЕКРЕТОМ
Салтанат АБИЛЬТАЕВА переехала в Актобе из Кызылорды. Железный сундук, расписанный более двух столетий назад – семейная реликвия.
– Этот сундук – подарок родителей маме моей прабабушки. Вот уже несколько поколений он передаётся по женской линии. Когда бабушки не стало, сундук остался у моей мамы, поскольку последние годы бабушка жила с моими родителями. Недавно моя сестрёнка вышла замуж, и этот сундук достался ей в приданое. Сундук был изготовлен хорошим мастером, поскольку удачно перенёс несколько переездов из разных сёл и даже городов, – делится актюбинка.
Современные мастера не уступают своим коллегам прошлых десятилетий и даже веков. Талгат Уразов с большим интересом изучает культуру и быт своего народа, именно оттуда он черпает вдохновение, которое позволяет появляться новым мотивам.
Динара ЖАНАЛИНА,
Фото автора