Данияр СУГРАЛИНОВ, бизнесмен и писатель: «Третьих «Кирпичей» не будет!»
А тут не далее как в пятницу в Сети появилась новость: Данияр Сугралинов наконец–то приступил к съёмкам фильма по мотивам своей нашумевшей книги «Кирпичи». И на выходных буквально на сутки приедет в Актобе по личным делам. Грех было не воспользоваться этим обстоятельством, чтобы не встретиться.
Понеслась!
«Понеслась. Вчера официально был первый день съёмок. Уличная сцена. Режиссёр Фархат Шарипов бодро руководит процессом: «Камера, стоп. Мотор, стоп. Уберите этот грёбаный пакет». Специально обученный человек бежит и подбирает целлофановый пакет. «Что за старушка в кадре?». Старушка с баулами, забредшая на съёмочную площадку, испуганно останавливается и озирается. Все терпеливо ждут, пока она уйдёт. Наконец, сориентировавшись, бабушка идёт в свою сторону и натыкается на рельсы. К ней кидается пять человек во главе с Фарой – помогают преодолеть препятствие и донести баулы», – написал Данияр в своём «Facebook».
Неужели и правда случилось? Мало того, что по произведениям актюбинского парня снято около десятка короткометражных фильмов, из которых он сам видел едва ли половину, так теперь начались съёмки его основного на сегодняшний день литературного произведения.
«Всем встать – «Юник» идёт!»
«Кирпичи» были написаны в 2004 году. Данияр написал первую главу и выложил её на суперпопулярный тогда сайт udaff.com. Сайт был, мягко говоря, узкоспециализированным и отличался полным отсутствием цензуры. Но это не означало, что на его страницы автоматически попадало всё, что присылали пользователи. Ежедневно на сайт приходило около 300 креативов, как их называли, а на его страницы попадали никак не более 50.
Едва первая глава «Кирпичей» появилась на сайте, посыпались комментарии – мол, давай ещё.
– Самую первую версию «Кирпичей» я написал за две недели, – говорит Данияр Сугралинов.
– А сколько версий «Кирпичей» существует?
– Сначала было 13 глав, потом вместе с редактором из питерского издательства «Лимбус Пресс» кое–что переработали, и я закончил повесть, добавив 3 главы. Первую версию я опять же, но уже целиком, выслал на udaff.com.
И её выложили. Это было в начале 2005 года. И тогда на многих форумах, ресурсах типа pikabu, yaplakal тоже стали её выкладывать. На том же yaplakal было сотни тысяч прочтений.
В 2007 году Данияр был на тусовке udaff.com в Москве, на которую собрались ребята со всего мира. Когда Данияр вошёл в зал, Дмитрий «Удав» СОКОЛОВСКИЙ вышел на сцену, прервал музыку и сказал в микрофон: «Смотрите, это «Юник» идёт. Быстро все ему поклонились». «Юник» – ник Данияра.
– В Сети в качестве показателей прочтения твоего произведения приводится число в 5.000.000.
– И прочтений, и скачиваний. Ведь тогда интернет ещё не был так развит, как сейчас. Многие передавали друг другу распечатки. Ведь «Кирпичи» уложились примерно на 60 страницах формата А4.
Они не любили синема
– Данияр! В 2007 году мы с тобой всерьёз обсуждали потенциальную возможность экранизации «Кирпичей».
– С ней–то и приключилась потрясающе длинная история. Среди посетителей сайта udaff.com оказался Женя Жарков, на тот момент работающий на канале «MTV Russia» продюсером. Он прочёл «Кирпичи», дал их почитать разбирающимся людям. Все они в один голос сказали: «Да, звоните этому парню!».
Мне действительно позвонили и предложили не только продать право на съёмки фильма по моему произведению, но и самому написать сценарий к нему. Но… Потом поменялось руководство телеканала, и дело заглохло.
Некоторое время назад со мной связались из компании «Central Partnership» – крупнейшего в России кинопроизводителя. Они уже твёрдо решили снимать фильм по «Кирпичам». Оказывается, у них существует целое подразделение, которое разыскивает в Сети авторов и предлагает сотрудничество тем, чьё творчество приглянулось. И опять – но… Бюджет картины не удалось защитить перед «Фондом кино», и вторая попытка тоже сорвалась.
Алматы – не Питер
– Год назад на меня вышел Фархат Шарипов, автор «Сказа о розовом зайце», предложивший снять фильм по «Кирпичам». Я дал согласие. Оказалось, министерство культуры дало денег, и «Казахфильм» будет снимать. Пошла реальная работа. Через неделю мы уже подписали договор.
– Ты идёшь автором сценария?
– Нет, автор сценария – Фархат Шарипов. Но он со мной советуется. Ведь сложно уместить в полнометражный фильм книгу, в которой половину занимают мысли героев.
– Съёмки фильма проходят в Алматы, а ведь по книге события развиваются в Питере.
– У нас просто не получилось переименовать Питер в Алматы, главного героя Сергея Резвея – допустим, в Марата Курманбаева.
Когда мы так начали делать, то поняли, что у нас получается херня. Что ни говори, и в диалогах, и в поведении, и в характерах героев есть нечто питерское. Нам пришлось много чего преобразовывать.
Во–первых, когда я писал первые «Кирпичи», мне было 24 года. Сейчас мне – 38. Мы состарили главного героя. Мы сделали ему первый неудачный брак, добавили ему дочь. Изменили профессию главного героя, потому что рекламное агентство – это уже какой–то моветон. События перенесли в банк. Многие последние события, происходящие в Казахстане, мы включили в фильм – от девальвации до обсуждавшегося переименования страны. Это никак не влияет на истории, но это такие штришки, которые позволяют казахстанскому зрителю больше сопереживать героям, зная, что они с ними живут в одном мире, в одном пространстве.
Мне официальный сценарий очень понравился. Я его прочёл залпом. Начал читать перед сном и не уснул, пока не прочёл весь. Потом накатал «простыню» Фархату со своими замечаниями.
На следующий день начались съёмки.
Повесть за 14 ночей
– Три года назад «Кирпичи» были изданы в России отдельной книгой. Немного подробнее об этом.
– У меня есть старый друг Дамир Халилов, который в московском издательстве «Манн, Иванов и Фербер» издал книгу о социальных сетях. Она стала бестселлером. Мы с ним пересеклись на отдыхе в Дубае, он и познакомил меня с директором издательства.
В феврале 2014–го мы созвонились. В марте подписали договор, по которому я к концу мая должен был сдать книгу в печать. Как нормальный раздолбай, я весь апрель проходил, радуясь тому, что у меня скоро выйдет книга. После майских праздников я наконец понял, что у меня осталось всего недели две. А у меня конь не валялся.
Вечером приходил с работы, ужинал и садился за компьютер. Утром вставал, написав очередную главу. С редактурой помогал Павел Банников, известный алматинский литератор. Я исправлял, вносил замечания. И как–то в 7 утра я встал из–за компьютера и потянулся с осознанием того, что я поставил точку в этой книге. Так на основе переработанных и дополненных «Кирпичей» появились «Кирпичи 2.0».
После этого, с помощью второго редактора, мы вырезали кучу сцен, которые никак не двигают сюжет. Начинающий писатель выдавливает из себя строчки, и ему прямо жалко что–то удалять. А когда рассуждаешь с точки зрения, хочу ли я успеха для своей книги или нет… Если это реально скучная мутотень, которую люди устанут читать, лучше что–то убрать.
«Хочу, чтобы фильм не был похож на книгу»
– Вернёмся к съёмкам фильма. На съёмочной площадке ты что делаешь?
– Стою рядом с режиссёром, смотрю на игру актёров.
– Это только в первые дни, или ты постоянно собираешься там ошиваться и мешать людям?
– Я на самом деле не смогу там каждый день находиться – у меня тоже есть основная работа. Но все те разы, что я там был, включая предварительные съёмки, мне как человеку, который может там что–нибудь подправить, делать нечего. Фильм – это продукт режиссёра, его детище.
– Об актёрском составе ты что–то сказать можешь?
– Если честно, я никого из этих актёров ранее не видел. Но в кастинге принимало участие много людей, в том числе и известные актёры. Но режиссёру не нужны великие имена, чтобы «продать» кино.
– Не получится ли так, что, посмотрев фильм, ты в нём разочаруешься? Когда писал, ведь представлял героев иными.
– Возможно. Я не боюсь. Хочу даже, чтобы эта история оказалась другой. Мы сохранили мысль, идею книги. А всё остальное – антураж.
Кино – это не книга. В книге я могу 10 страниц рассказывать о внутреннем мире героя. В кино надо это показывать. Я на 1000% уверен, что поклонники «Кирпичей» скажут, что книга лучше. Но также на 1000% уверен, что люди, впервые посмотревшие фильм до прочтения книги, скажут, что фильм им понравился больше.
Это как «Форрест Гамп». Произведение и фильм – абсолютно разные вещи. Фильм получил кучу «Оскаров» и стал намного известнее книги.
«Сегодня я бы написал лучше»
– Несколько лет назад ты сказал: «Кирпичей 3.0.» не будет!». Точно?
– Да.
– Даже если благодарные современники станут упрашивать?
– Там не о чем писать. История закончилась. Любая история – это развитие героя. У героя были цели, он их добился. У меня была куча идей: написать про его семейную жизнь, про проблемы руководителя, потому что сам руковожу компаниями и понимаю, что там тоже много интересного, о чём можно было написать. Но зачем?
В этом году у меня выйдет сборник рассказов и новый роман, который я почти написал.
– В интернете выйдут?
– В том числе. Вообще, более 75% продаж «Кирпичей» осуществилось в Сети путём их скачивания.
Мне каждый день пишут люди с благодарностями, что книга изменила их жизнь.
Пишет 14–летняя девочка из какого–нибудь Уссурийска, которая в школе считалась чуть ли не половой тряпкой, а сейчас она староста класса. И всё благодаря тому, что прочла «Кирпичи».
Пишет успешный бизнесмен. Был неуспевающим студентом, а теперь руководит компанией.
Или вот Аяз Шабутдинов – крупный интернет–бизнесмен из России. Когда ему было 13 лет, отец ему распечатал «Кирпичи» и заставил прочесть. Теперь ему 20 с чем–то лет, и он – долларовый миллионер.
Таких историй – тысячи.
– Ты написал «Кирпичи» в 24 года. Сейчас тебе 38. Сегодня ты бы написал их же заново?
– И даже лучше. Я два года отучился в литературной школе, овладел инструментами литературного мастерства. Тогда я писал, потому что писалось. Если бы сейчас написал с нуля, оно могло бы стать чем–то большим, чем есть.