Чем дальше, тем чудесатей
Уж, казалось бы, труднее прошлого сезона у актюбинского театра драмы быть не может. Только что законченный ремонт, смена главного режиссера посреди сезона, реставрация старых декораций, пострадавших во время ремонта… Но и начало нового сезона обещает немало сюрпризов. Уж неизвестно, приятных или не очень. Больше всего общее настроение русской труппы напоминает волнение Алисы, оказавшейся в Стране Чудес. | |
В прошлом сезоне слез на сцене было достаточно. Этот театральный год обещает быть веселым. | |
«Видала я котов без улыбок,
но улыбку без кота…».
| |
Главное чудо начала сезона – это пост директора театра. Директор как чеширский кот или, скорее, как кот Шрёдингера, существует и не существует одновременно. Женис КАЛКАБЕКОВ официально считается директором, но в данный момент не имеет никаких полномочий. Судя по слухам, причиной этому стала авария. Якобы, в тот злополучный день он сел за руль служебного автомобиля (шофер был на больничном). В результате театральная машина разбита, а Женис временно отстранен от поста директора с формулировкой «до выяснения обстоятельств». Сколько же времени займет выяснение обстоятельств, будет ли смена руководства, или все обойдется строгим выговором и возмещением ущерба, никто сказать не может. Окончательное же утверждение репертуара, творческой политики театра, плана работ – это задача директора. Поэтому в данный момент все творческие вопросы висят в воздухе, как улыбка Чеширского кота. | |
«По-твоему, нужен кому-нибудь ребёнок, который не думает? Даже в шутке должна быть какая-то мысль, а ребёнок, согласись сама, вовсе не шутка! | |
Как всегда, на помощь приходят спектакли-сказки. Они более востребованы и приносят театру больше денег. Еще они требуют минимум декораций, и работа над ними занимает меньше времени. Но главное, дети растут быстрее, чем Алиса, попробовавшая кусочек волшебного гриба, а значит, каждый год у постановки появляется новая зрительская аудитория, что тоже исключительно выгодно.
Две недели назад русская труппа выпустила новую постановку для детей. «Оранжевый ежик» по пьесе Сергея Белова. Это история о игрушечном ежике, украденном Вороной из детского сада и оказавшемся в самом настоящем лесу. Любопытно, что Волк тут скорее положительный персонаж, в отличие от традиционных сказок. Это спектакль для дошкольников, но и ученики младших классов смотрят его с интересом.
– Я всегда ориентируюсь на вкусы детей – говорит режиссер спектакля Татьяна ДОЦЕНКО – У меня растут две дочери, в процессе работы я даже советуюсь с ними. Понравится ли им та или иная мелодия или режиссерское решение.
| |
– Когда я пою эту песню, все рыдают, или...
– Или что?
– Или не рыдают.
| |
Предложенная главным режиссером тонкая психологическая пьеса «Тектоника чувств» (Эрик-Эммануил Шмитт) пока вызывает сомнение в труппе. Материал, безусловно, великолепен. Это история любви Дианы и Ришара, которая гибнет от сомнений и гордыни. Но в репертуаре театра уже есть два спектакля, заставляющих зрителя лить слезы. Это «Пегий пес» и «Дом Бернарды Альбы». Возникла потребность в легкой, необременительной комедии, но тратить силы на ширпотреб тоже не хочется. Поэтому коллектив решил прийти к компромиссу, а именно – поставить спектакль из трех водевилей одноактовок А.П.Чехова: «Предложение», «Медведь», «Юбилей». Тут тебе и классика, тут и легкая комедия. Тем более, что одна часть трилогии («Предложение») уже два года как готова. Она идеально годится для выездных спектаклей в каком-нибудь актовом зале, но для большой сцены спектакль коротковат.
Беда одна: порой Чехов пугает больше, чем Бармаглот. Вроде бы и кажется легким и понятным при чтении, но на репетиции оказывается, что не так-то прост был великий классик. Если все сложится благополучно, то уже в текущем году зрители смогут посмотреть эту трилогию.
| |
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» | |
Времени на что-то новое катастрофически не хватает. Тут бы старое получилось удержать. 24 сентября труппа вернулась с театрального фестиваля в Уральске. К сожалению, без наград и званий. Жюри посчитало, что выдвинутый на участие спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» слишком вылетает из общей канвы фестиваля, сейчас творческий коллектив готовится к фестивалю в Алматы. Туда повезут «Дом Бернарды». Нужно ввести актеров, то есть заменить тех, кто по каким-то причинам не может поехать на гастроли, да и просто вспомнить какие-то детали, ведь за лето важные мелочи успели позабыться. Кстати, открываться новый театральный сезон будет именно спектаклем «Дом Бернарды» А сколько времени уйдет, чтобы отреставрировать декорации, освежить уже идущие постановки, собрать нужную для гастролей документацию, с виртуальным директором это ой как не просто! Так и хочется, чтоб часы замерли, как для участников Безумного чаепития. | |
– Как хорошо было дома! – думала бедная Алиса. –
Там я всегда была одного роста! И какие-то мыши и кролики мне были не указ. Зачем только я полезла в эту кроличью норку?
| |
Как ни обожают актеры всякого рода фестивали в других городах, но редкая поездка обходится без огорчений. Все так здорово: новый город, свежая публика, банкеты, цветы, овации. Можно и себя показать, и других посмотреть, поболтать о трудностях актерского ремесла с единомышленниками (ведь туда съезжаются театры со всего Казахстана, а порой и России), но придут члены жюри и все испортят. Испортят всю фестивальную малину колкими, но справедливыми замечаниями, да еще и награду зажмут. В этот раз в Уральске спектакль «Пегий пес» не очень впечатлил строгое жюри. Не тронули очерствевшие сердца ни суровая самоотверженность северных мужчин, ни хореографические па мифической птицы, ни маленький мальчик на сцене. Поглубже им хотелось, потрагедийней, а тут все поверхностно, как в стишках Шалтай-Болтая. Гораздо больше им приглянулся «Ревизор» молодежного театра Астаны. Именно он и победил в номинации «За лучший спектакль». Там привычно, узнаваемо, по-нашему. Лже-бастыку Хлестакову вместо борзых щенков тащили ковры в подарок, да и настоящему ревизору, тому, что после немой сцены должен был приехать, тоже ковер припасли. Так, может, в этом и секрет успеха? Если нарядить знойных испанок из «Дома Бернарды» в чапаны и белдемше, так и на гран-при в Алматы смело можно рассчитывать? | |
– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне все равно... – сказала Алиса.
– Тогда все равно, куда и идти, – заметил Кот.
| |
Несмотря на такое положение вещей, главный режиссер русской труппы Владимир КУЗИН не падает духом.
– Новый сезон будет интересным, – уверенно говорит он. – Все эти трудности – временны. Коллектив, понимая это, стал еще ответственней относиться к общему делу. Вернувшись с фестиваля, сразу приступим к работе над новым спектаклем. В феврале мы хотим пригласить режиссера на разовую постановку.
Сказочная Алиса, не зная куда идти, добрела до дворца самой Королевы. Если все сложится, то и творческий коллектив театра доберется до сердец зрителя. Главное – не свалиться по пути в нору Белого Кролика, и чтобы восхищенную реплику: «Все чудесатее и чудесатее!», не сменило трагедийное: «Быть или не быть?».
Владислав КОЖУХАРЬ,
В материале использованы цитаты из сказки Льюиса Кэрролла
«Алиса в стране чудес».
|