Чего толкаетесь?
Давно не помнили стены областного историко-краеведческого музея такого столпотворения! Но обо всём по порядку.
К 9 вечера народ начал стекаться к входу, кто-то уже бродил по залам. На часах было 21.00, но торжественную часть не начинали, потому что ещё не приехали высокие гости. На улице было зябко, моросил дождик. Горожане фотографировались с «батырами» и «ханами». Церемония открытия у крыльца немного затянулась, а потом вся толпа хлынула внутрь.
«Ночь в музее» – это всемирная акция, когда культурные учреждения открыты практически до утра. В Актобе раньше каждый объект культуры проводил эту акцию на своей территории. Впервые все актюбинские музеи решили собрать в одном здании на «Батысе-2». Актобе не богат на культурные мероприятия, ходить особо некуда, вот народ и рванул в музей. Тем более, это была первая «Ночь в музее» после пандемии. Умными были те, кто посмотрел спокойно все выставки, пока на улице шла торжественная часть. А потом всё смешалось: люди, кони, экспонаты. Попасть на верхние этажи было тяжёлой задачей. На ступеньках посетители толкались и друг на друга рявкали.
Уф, прорвалась сквозь толпу и очутилась на втором этаже! Что у нас здесь? Мугалжарский историко-краеведческий музей привёз кусочек пещеры Толеубулак.
– Это ранний каменный век, – рассказывает директор музея Шамшат АБДЫРЗАКОВ. – Пещера в предгорьях Мугалжарского района, ниже, на метров 20, возможно, была вода. В прошлом году археологи там работали, но полностью не исследовали. Возле пещеры жило племя, одно из первых поселений на территории Казахстана. Внутри люди наносили изображения, это самые древние петроглифы. Памятник постепенно рассыпается. Я сам родом из этого района, и помню, как школьником мог ходить в пещере в полный рост. С годами она сужается.
Мой старый, усталый рояль
В центре другого зала стоял громадный чёрный рояль. Интересно было бы посмотреть, каким образом его подняли на верхний этаж… Рояль немецкой фирмы «Бехштейн», ему больше 100 лет!
– В 2010 году житель посёлка Темира заказал себе рояль из Москвы, – говорит самая известная хранительница актюбинской истории Роза БАЛДЫГАРИНА. – А потом я купила его у внучек этого человека. Рояль мы реставрировали, но звук был подпорчен. Специалисты из музыкального училища его починили, и даже на каком-то концерте музыканты на нём аккомпанировали.
Обломки «Мессершмитта»
В толпе наверху дышать было нечем, и я спустилась вниз. На первом этаже поисковой отряд «Алия» показывал свои находки с недавней экспедиции.
– Мы привезли кусок сбитого немецкого самолёта из Парфинского района Новгородской области, – показывает находки командир поискового отряда «Алия» Евгений МАЦУГИН. – Нашли его вместе с друзьями из рыбинского поискового отряда «За отвагу» (к слову, Алия Молдагулова училась в Рыбинске). Военный самолёт горел и разлетелся на мелкие куски. Эти обломки ушли глубоко в землю. По стойке шасси мы определили, что это был «Мессершмитт». Там вокруг болота: чуть-чуть раскопаешь – и всё вокруг моментально наполняется водой, поэтому у нас с собой бензиновый генератор, помпа и вёдра. Остальные находки стандартные: осколки, гранаты, патроны, снаряды. В музей мы также передали противопехотную осколочную мину.
Работа поисковиков не только интересна, но и опасна.
– Все взрывчатые вещества, даже если они годами лежат в земле, всё равно могут взорваться, – замечает новоиспечённый командир. – Первое правило поисковика: если не знаешь, что это, лучше не трогать. И ни в коем случае нельзя разбирать боеприпасы! В прошлом году погибли двое поисковиков из Оренбургской области: парень и мужчина. Они разбирали снаряд, и он взорвался. Прежде чем разжечь костёр на неизведанной местности, мы сначала всё тщательно проверяем металлоискателем.
К полуночи толпа стала рассеиваться. И можно было снова подняться наверх и посмотреть экспонаты в более спокойной атмосфере. Конечно, музеи вложили много труда в то, чтобы создать этот праздник. Но мне не хватило какой-то изюминки: интересных перфомансов, интерактива со зрителями, инсталляций. Я вспоминаю скульптуры из скотча, стену для рисования, людей на ходулях, смешные фотозоны. и это были тоже «ночи в музее», но прошлых лет. В соцсетях актюбинцы писали свои впечатления о прошедшей акции: многие были в восторге, немало людей из-за толкучки развернулись и ушли домой.
Но есть ещё один вариант: просто прийти в любой из этих музеев, не дожидаясь культурного события, которое проходит раз в году. И тогда можно без суеты побродить по экскурсионным залам, посмотреть каждый экспонат и почувствовать особую атмосферу тех мест, где хранится история.