Бумажных пилотов изрежем в кусочки
Свои работы на суд зрителей выставили 11 художников из Актобе, Алматы и Астаны. К сожалению, столичные и алматинские художники не смогли приехать в наш город, тем не менее их работы оказались самыми яркими.
Всеволод ДЕМИДОВ из южной столицы предложил примерить гостям выставки необычные шапочки. Более того, художник даже попросил кураторов, чтобы горожане делали как можно больше селфи в сказочных головных уборах. Единственным его условием стало упоминание имени автора, если фото окажется в интернете. Даже самые застенчивые гости не могли перебороть искушение и не примерить котелок «Третье полушарие» со смешным чайником или панаму «Мазай» с заячьими ушками и фигурками зверушек. Парящие в пространстве двухсторонние картинки Всеволода тоже не оставили никого равнодушным. Инсталляция «Расскажите, птицы», по идее художника, должна напоминать нам о свободе.
Алматинка Наталья ЛЕПИХИНА прислала платье, сшитое из географических карт любимых городов, с гнездом, похожим на терновый венец, на сердце. Куратор выставки Юлия МИНЬКО экспериментировала с самыми необычными материалами, от картинок из журналов до квитанций. В её руках даже бумажные ленты стали отдельным произведением искусства.
– Мне кажется, что техника коллажа – очень серьёзная. Она родилась ещё в эпоху авангарда, а сейчас она стала вновь актуальной. Мы всё чаще уходим в виртуальный мир, теряем связь с материальным. Порой мне кажется, что мир сейчас рассыпается, и надо вновь собрать его по кусочкам. Коллаж же помогает не терять связь с материальным миром. Такова его философия, – считает Юлия.
Калейдоскоп со светом прошлого
Для актюбинских художников выставка стала довольно смелым экспериментом. Дело в том, что в нашем городе до сих пор живёт предрассудок, что коллажи – это не настоящие картины, а забава для учащихся художественной студии. Ведь для их составления не нужны особые навыки. Достаточно лишь хорошего вкуса, и то в лучшем случае. Поэтому последняя экспозиция с коллажами от серьёзных художников проходила у нас в начале 90-ых, а сейчас большинство актюбинских живописцев просто не решились участвовать в проекте. Но те, кто всё-таки вдохновились на эксперимент, смогли получить порцию симпатии гостей выставки.
Ирина КУРМАНАЛИНА представила на суд зрителей самую масштабную работу. В «Градиенте» она использовала старые чехлы от телефонов, расположенных с учётом малейших оттенков.
– Сейчас техника развивается стремительно, и старые модели телефонов оказываются никому не нужны. Я видела, как совсем новенькие чехлы из магазинов отправлялись на помойку, и мне захотелось дать им вторую жизнь. Покупать почти ничего не пришлось. Друзья мне приносили чехлы целыми пакетами, – поделилась Ирина.
Её вторая работа повторяет тему первой. Там уже использованы части старых мобильников.
Татьяна ДУНДЫЧ для создания коллажа выбрала почтовые марки. Каждая марка на полотне подобрана не случайно. Крошечные детали отражают общий дух картины.
– Для меня это очень личный цикл работ. Мы собирали марки вместе с мужем, и за каждой из них кроется своя история, свои воспоминания. На работах проходит детство, юность, зрелость. Мне кажется, достав марки из альбома, я оживила воспоминания, – говорит Татьяна.
Евгения СУХОТИНА, напротив, очень тщательно спрятала в работах исходные материалы. С нескольких шагов её коллажи не отличить от полотен, написанных маслом или акварелью. Только вблизи становится заметно, что цветы на картине выполнены из ткани. Рыбки же в аквариуме сделаны из разделочных досок, во что очень трудно поверить. Кстати, это единственная работа Евгении, спрятанная под стекло.
– Мне кажется, для коллажей не подходят обычные рамки, – считает Евгения. – Сразу что-то теряется. Поэтому рамки я делала для своих работ сама. А рыбки под стеклом оказались случайно. Я просто примерила к ним обычную раму, уже было хотела снять, но тут стекло дало дополнительный объём, и рыбки оказались почти в аквариуме.
Сюжеты коллажей невозможно описать словами. То, что изображено на них, воспринимается интуитивно. Для того, чтобы было легче передать свой посыл, у каждого цикла работ есть небольшой лист бумаги – своеобразное письмо художника зрителю.
Выставка продлится до 10 февраля.