Б улат Аюханов – легенда казахстанского искусства. О нём написано и снято столько, что за один раз всё не просмотришь.
– Что вы ещё хотите услышать? Я за 47 лет, что существует театр, кажется, всё о себе рассказал, – устало говорит Мастер. Но лишь только начинает говорить о музыке, оживает, загорается, забывает о скорой помощи, которую за день вызывали уже дважды (сказывается двухдневный путь на поезде), и восклицает:
– Мы вам привезли только новинки! «Дама с камелиями» на музыку Верди, «Сон Маргариты» по «Мастеру и Маргарите», «Любительница абсента» по картине Пикассо, «Французский балет Людовика XVI». А ещё «Болеро», «Кармен», «Жизель»… Полный пакет!
ТЕАТР – ЭТО МИР ФАНТАЗИИ
Гастроли театра Булата Аюханова (если официально – Государственного академического театра танца Республики Казахстан) – всегда событие. Авторские постановки Мастера – это его взгляд на музыку. Не извне, а изнутри. Звуки, пронизывающие движения, пластика тела, передающая трепет души.
– Театр – это мир фантазии, а я – фантазёр хореографический. Если слышу музыку и есть для неЁ артисты, то я попадаю в десятку. Ставлю очень быстро. «Карменситу» поставил за 8 дней. Как в кино: должен быть артист – на него ставлю, но с артистом уходит и спектакль, никто другой так не повторит. Хокусай говорил: художник, если ты хочешь нарисовать птицу – стань ею сам! Балет – это моя просветительская миссия, у вас нет оперного театра, вот мы и приезжаем.
– Вы учились в Ленинградском училище. Сейчас там конфликты, скандал с назначением Цискаридзе директором. Как вы это расцениваете?
– Я закончил Ленинградское училище, и для нас – это критерий грамотности. Цискаридзе я уважаю как танцовщика. Что же касается его назначения? Это издержки времени, видимо, так надо. Всё зависит от культуры человека, но он не администратор. Творческий человек. Я вот хороший хореограф, но тоже плохой администратор. Я живу впечатлениями.
НАСТАВНИК, УЧИТЕЛЬ И ОТЕЦ
Балетмейстер требователен и ироничен по отношению к себе. Может отпустить крепкую шутку: «Русский язык без матерщины превращается в доклад». Но к артистам своим относится, как к детям. Куда их одних отпустишь, и кто вдохновит перед выходом на сцену?
– Как сказал Хемингуэй: «Сколько бы ветки ни роптали на дерево, они крепко держатся за его ствол» Вот моё кредо. У меня 30 балетов. И нет спектаклей, которые неудачны. Ну, может, один–два, не всегда всё получается. Артист должен чувствовать, жить в роли. В 16 лет какой Гамлет? Гамлета надо прожить. И Кармен надо чувствовать. Она не куртизанка, не женщина на один раз, не метлой метёт – этого туда, другого сюда. Это о свободе чувства. Наши артисты растут с этими образами, взрослеют с ними. Ведь что такое дружба, любовь? Это взаимопроникновение. У меня не было счастливой любви, наверное, потому, что для меня главное – сцена, подиум. Когда я слышу музыку – сразу мороз по коже, я готов бежать, прыгать, и наши думают: наверное, симулирует.
– Вы со своими учениками добрый учитель или тиран?
Ответ Булат Газизович испрашивает у проходящего мимо артиста: – Я какой?
– Вы наш наставник, учитель и отец.
– Ну вот, какой я тиран? Я воспитатель. Они – мои дети. Не бывает нелюбимых детей, они все родные. Для них у меня есть слова: «Балет – это когда всё надо и ничего нельзя».
ЕСТЬ ЛЮДИ РАЗДОЛЬНЫЕ, А ЕСТЬ – РАЗГУЛЬНЫЕ
– Вы часто цитируете Хокусая, говорите о Японии. Чем привлекает эта культура?
– У меня были три артистки–японки, я с ними даже по–японски разговаривал. Очень талантливый народ, мыслящий, изобретательный, высочайшая культура, сочетающая древность и ультрасовременные технологии. Что там? Остров, дышать нечем, ископаемых нет, а мы плетёмся в хвосте такого маленького государства. Когда–то я поставил миниатюру «Журавли над Фудзиямой»: бабушка и внучка, взрыв, разрушение, потеря родных. Но Япония – это не только Хиросима и Нагасаки. Меня интересует философия красоты. Казахи – это ведь не только апорт, или ковыль, или бешбармак. Казахстан – это Байконур, это Медео, это Аюханов… (я от скромности не умру). Есть люди раздольные, а есть разгульные. Вот я – за раздольных!
Выход на сцену. Зрители не должны видеть, как трудно и где больно. Улыбка в зал: «Я вас обожаю. Будем продолжать чудеса!».
Марина ВАСИЛЬЕВА,
Личное дело
Булат Газизович АЮХАНОВ
75 лет
Родился в Семипалатинске. Отец – Куватов Газиз – был видным комсомольским и партийным деятелем. Мать Аюханова Рахиль – ветеран партии.
Любимые роли в балетах «Гамлет» и «Гак–ку» А.Исаковой, «Болеро» М.Равеля, «Чингизхан» М.Иржановой.
Народный артист Республики Казахстан, лауреат Госпремии КазССР, лауреат независимого Клуба меценатов Казахстана («Платиновый Тарлан»), профессор искусствоведения, академик «Международной Академии информатизации».
Основатель Государственного Ансамбля классического танца Казахской ССР «Молодой Балет Алма–Аты» (1 августа1967 года), с января 2003 года – «Государственный Академический Театр Танца Республики Казахстан».
aukhanov.kz