Бокенбай сардар спас Казахстан в 1710 году
Если об истории, то казахам тоже есть что рассказать. И у нас, подобно спартанцам, 600 сарбазов Орбулака во главе с ханом Жангиром в 1641 году не дали пройти дальше 50-тысячному войску джунгар. В этом же материале речь пойдёт о герое, подвигу которого нет аналога в мире – о Бокенбае КАРАБАТЫРУЛЫ (1667-1742гг.). Это благодаря его отваге и сыновней инициативе девятая территория планеты, на которой мы все живём, сегодня называется – Қазақстан, а не Жонгарстан... Жонгары, как народ, исчезли с лица земли в том же 18 веке, а казахи есть и – будут (если не забудут заветов предков)! Если бы не Бокенбай в 1710 году, то могло бы стать и наоборот...
Бокенбай Карабатырулы поднял народ на битву с врагом, когда многие сдались, более половины страны было занято врагом и многие готовы были бежать в далекие края или даже сдаться на милость жестокому наступавшему врагу!
Сведения о Бокенбае Караулы есть во многих источниках 18, 19, 20-го веков, а также у современных авторов. Среди них россияне прошлых веков Я.П.Гавердовский, А.И.Левшин, И.И.Неплюев, А.И.Тевкелев, алашординец М.Тынышбаев, нынешние учёные И.Ерофеева, З.Байдосов, Н.Жетписбай, С.Уталиев, А.Мусаев, краевед Ж.Карлыгашев и многие другие. Отражена личность этого великого сына казахского народа в дастанах, в поэмах, в романах А.Кекилбаева, А.Сергеева и в других произведениях, основанных на исторических материалах. Здесь же мы остановимся только на одном эпизоде жизни батыра, сыгравшем исключительную роль в самом существовании казахского народа и страны в целом.
В 1710 году в Каракумах состоялся чрезвычайный курултай. Решалась сама судьба казахского народа и страны: быть или не быть, жить или умереть. В тот исторический период страну одолевали враги, наступавшие со всех четырёх сторон, причём основной и ударно-таранный из них – Джунгарская империя – поставил казахов перед угрозой полного исчезновения с лица земли. Почти вся территория Большого Жуза и часть Среднего Жуза уже находилась в руках джунгар, которые практически беспрепятственно двигались вперёд, не встречая серьёзного сколько-нибудь массового организованного сопротивления. Элита во главе с уставшим от груза годов престарелым ханом Тауке не сумела в этот раз своевременно подготовить страну к отпору внезапно напавшего отмобилизованного противника, не знала, что делать в создавшейся сверхкритической ситуации. В Великой Степи царила всеобщая паника, вызванная явным превосходством агрессоров в военной силе, в вооружении, в моральном духе, во внезапности и в организованности. И на чрезвычайном курултае в Каракумах, где собрались отцы народа во главе с Тауке ханом и главными биями, преобладали те же пораженческие настроения: одни предлагали полностью сдаться врагам, как это случилось уже с половиной страны, другие – бежать за Волгу, на Кавказ, за Кавказ... С поникшими головами сидели люди, обычно многословные красноречивые мастера пустых слов (бос сөздердің шеберлері) засунули свои длинные мощные жилистые натренированные языки куда поглубже и подальше, а обычно энергичные султаны и бии прятали глаза от народа. Многие хорошие люди теряли надежду на спасение страны...
Вот как описывается это в романе Абиша Кекилбаева «Үркер»: «Во главе с ханом Тауке начался мажилис. «Уйдём-ка за Кавказ!» – предложили одни. «Бросив всё, сдадимся контайши!» – говорили другие... Ни у кого не было что путного предложить – получалось, что враг уже морально победил казахов?! Не было у тогдашних правителей и мажилисцев элитных главного качества – боевого духа и воинской инициативы, они оказались неспособны в тот важнейший момент думать об организации сопротивления нависшим над Степью джунгарам, тем более об отпоре и о победе: большинству «отцов народа» джунгары казались непобедимыми...
Переломил пораженчество на Каракумском курултае би табынцев Бокенбай Карабатырулы. Он, подняв меч свой, призвал присутствовавших к организации отпора врагу – и убедил собравшихся в возможности победы!.. Надрезавши мечом руку, поклялся батыр защищать родную землю и народ родной до последней капли крови – чтобы потомки не стали рабами!.. Своими пламенными речами Бокенбай зажёг огонь в сердцах людей и, впавший в панику, оказавшийся без главаря народ, вдруг увидев того, кто может повести в смертельный бой за победу над ненавистным непрошенным врагом, воодушевился. Вот что произошло дальше (по записям Я.П.Гавердовского, хранящимся в фондах Санкт-Петербурга, записано со слов аксакалов): «После сего все торжественно клялись следовать совету Буканбая. Энтузиазм достиг даже того, что некоторые из старейшин для усугубления клятвы открыли себе раны и сочили кровь свою на пылающий среди них костёр. По окончанию присяги совершалось общее богомоление и разделано было жертвенное брашно, приготовленное из белого коня. Они хотели через сие ознаменовать непоколебимость союза. Орды избрали в сие время султана Абылхайыра (ханом), а Буканбая благодарный народ провозгласил своим предводителем (сардаром). К союзу сему присоединились из Меньшой Орды большая часть алимулинского, часть байулинского и чжидеру (жетіру), из Средней – несколько родов кипчаков и найманов» (по статье Н.Жетписбая «Абулхаир и Букенбай: истина и вымысел»). Немедленно была создана всеказахская армия, которая под командованием Абылхайыра хана и Бокенбая сардара перешла к активным действиям, одержала победы во многих боях, потом их сменило молодое поколение героев, тех – следующие, и в конце концов общая победа была за казахским народом, который в смертельных схватках и прошедши мучительные дни, дошел-таки до сегодняшнего светлого утра. Сегодняшней свободой и священной родной землей мы обязаны предкам-героям, один из которых – великий Бокенбай Карабатырулы!..
К сожалению, имя сардара Бокенбая, поднявшего потерявший было боевой дух народ в бой на Каракумском чрезвычайном курултае и ведшего казахские войска в самых решающих сражениях против джунгар, в учебниках истории, скажем так, не полностью отражено. Дело в том, что батыров с именем Бокенбай в казахской истории было немало, и их подвиги, где по незнанию, а где и намеренно, были в прежние времена приписаны одному человеку. Были в эпоху войн против джунгар славные батыры Бокенбай Кожекеулы (1700-1759гг.), Богембай Акшаулы (1692г. рождения) и другие Бокенбаи.
У каждого батыра подвиги свои, сделанные ими во благо родного народа. И все они – наши. Нельзя их забывать. Путать – тоже нельзя.
Герой поднимает людей на защиту страны – когда многие сдались, и многие готовы были бежать в другие края или тоже сдаться врагу... Благодаря батырам страна наша не сдалась, не погибла и не стала чужой территорией!..
...Истина приходит только к тем, кто достоин истины. Кто недостоин истины – погрязает во лжи и в клевете друг на друга. За те долгие годы, когда народ наш находился под властью других, изучение своей истории не развивалось, и накопилось много лжи о ней. Чтобы стать достойными истины о прошлом, необходимо это прошлое постоянно изучать, обогащаясь и лучшим из достижений других народов, и любовно вооружать знаниями подрастающие поколения, воздавая почести предкам. Тогда подвиги и дела великих предков помогут конкурентоспособности потомков в настоящем и в будущем.