Без музыки нам оставаться надолго нельзя
Рабочий день Раисы Коляды начинается с обхода своих владений – 29 складов. Начальница сразу видит, что и где лежит не так. От её зоркого взгляда не ускользнёт ни одна мелочь. Коллеги говорят, что Раиса Ивановна навела порядок на складах: все инструменты на своих полочках, нет лишнего хлама, и с техникой безопасности строго.
– Она спорит даже с вышестоящими, когда торопятся быстро выгрузить материалы, – рассказывают коллеги о Раисе Ивановне. – А на заводе не должно быть спешки!
С прошлого года в коллективе завода внедряется система кайдзен – японская бизнес-философия, которая помогает создать комфортную рабочую обстановку. Например, на складе электротоваров начальник сделала визуализацию товаров, чем решила многие проблемы.
– Когда приходит новый работник или кто-то заменяет зав-складом, то он не знает, что где расположено, – разъясняет начальник складского хозяйства АО «Актюбинский завод хромовых соединений» Раиса КОЛЯДА. – А сейчас у нас всё расписано по цветам, какой товар, где лежит. Не нужно бегать по всему складу и что-то искать. Другой пример: когда людям, чтобы переодеться в рабочую форму, нужно было бросать свои места, вставать в очередь... Теперь всю одежду получает кладовщик и раздаёт её рабочим. По принципу кайдзен, работа будет ладиться, если человеку на рабочем месте комфортно, вплоть до пишущей ручки, которая должна быть под рукой. Конечно, мы сначала сопротивлялись новшествам. Это же надо ломать привычную систему, перестраиваться. Каждый заведующий складом боится потерять какую-нибудь бумажку, вдруг когда-то пригодится. А когда перебираешь архив, то понимаешь, сколько ненужного храним годами. Конечно, не получится сделать полностью перепланировку по японской системе, потому что здания старые. Но цеха потихоньку обучаются, перестраиваются на новое мышление.
Филонить не получится
Молодёжь не всегда выдерживает работу на заводе. За прогулы и опоздания заводчан хвалить не будут.
– В последние годы с дисциплиной стало строже, – замечает начальник складского хозяйства. – Турникеты поставили – уже не опоздаешь. Оборудование меняется, документации прибавилось, и за выбросами надо следить, чтобы не попали в окружающую среду. На заводе такого нет, чтобы кто-то работал за тебя. Филонить у нас не получится. А молодые иногда лишний раз наклониться ленятся. У нас даже грузчики должны уметь ездить на электрокарах. Стажёры обучаются на производственной практике, сдают экзамены – и только потом получают допуск к работе. Надо уметь правильно принять товар, чтобы не было брака, рассортировать, хранить. Жалко, когда с предприятия уходят хорошие специалисты. Мы даём такие знания на заводе, что за пределами Актобе наши кадры отрывают с руками и ногами. Но некоторые возвращаются. Кто много лет работает, уже никуда уходить не хочет: на заводе зарплата стабильная, премии, большой отпуск.
Раиса Ивановна работает на Актюбинском заводе хромовых соединений больше 20 лет. А общий трудовой стаж – 45 лет. На завод героиня нашей статьи пришла работать кладовщиком. С кладовщика пригласили на должность завскладом, а в 2004 году предложили должность начальника.
– Я сначала отказывалась, – вспоминает Раиса Ивановна. – Но всё-таки решила попробовать. Два месяца смотрела, училась, пока мой руководитель не сказал: «Сколько ты так будешь ходить? Работай уже!». Долго мне раскачиваться не дали. Конечно, были трудности, слёзы. Я ещё плохо знала завод. А на предприятии надо знать каждый винтик, назначение всех запчастей, и, конечно, ладить с коллективом. Но всему можно научиться.
Боевое крещение – сцена парка
Но не одной работой живёт Раиса Коляда. Всю неделю начальник следит за порядком на складах. А в субботу стоит во втором сопрано и поёт любимую «Косынку». Да и как можно не петь с такой музыкальной фамилией! В народный хор «Русская песня» Коляду пригласила коллега – начальник отдела безопасности и охраны труда Галина ЗАЙЦЕВА. К слову, Галина Ивановна и Раиса Ивановна работают вместе на заводе уже 22 года.
– На работе была депрессия, – рассказывает наша собеседница. – Галина Ивановна говорит: «Приходи, послушаешь, как мы поём». Я сначала отказывалась: «Да ты что, я не пою!». Она меня всё-таки уговорила. Я пришла, мне сказали: «А вот становись возле Галины Ивановны и тоже пой». Вот так и пою уже 5 лет. Что интересно, я раньше не любила выступать. Моя мама играла, да и сейчас может сыграть на балалайке в 94 года, брат играл на гармошке, старшая сестра любила танцевать. Я пела только в школьные годы на уроке музыке под баян, но без особого удовольствия.
Первое боевое крещение Раиса Коляда прошла на сцене парка президента.
– Наш хор разделился на два мероприятия, – рассказывает Раиса Ивановна. – Большинство хористов уехало выступать в Хромтау, в городе осталось 5-6 наших артистов. Я думала, что упаду в обморок от волнения – стоять в первых рядах. А куда деваться? Спела!
Новая творческая жизнь захватила начальника складского хозяйства: репетиции, концерты, поездки.
– У нас у каждого свой народный костюм, – подключается к беседе Галина Зайцева. – Бывает, с работы несёмся на выступления с русскими народными костюмами, наши наряды для выступлений. Иногда и не хочется, устанешь на заводе, а потом придёшь, как зажжёшь! Уже совсем другое дело – настроение поднимается. На работе не особо повеселишься. А вне работы я и в волейбол играю в свои 67 лет! В «Инстаграме», «Одноклассниках» люблю фотографии ставить. Меня иногда спрашивают: «Что везде на фото улыбаешься?». А я не могу не улыбаться!
Репертуар у народного хора «Русская песня» богатый.
– Так песни порой за душу берут, что и плакать хочется! – признаётся Галина Ивановна. – Даже не верится, что это мы поём. В Оренбурге второе место заняли, когда пели акапельно. Ездили на фестиваль «Играй, гармонь!» в Башкирии. Нас очень тепло встречали. Когда бы я увидела народных артистов Заволокиных, а тут ещё и на сцене вместе с ними! Благодаря нашему художественному руководителю Виктории СУРАЙ, у нас много выступлений и поездок.
– Вот только сейчас не хватает нам с тобой путешествий, как закрыли границы, – вздыхает Раиса Ивановна. – Уже были билеты во Вьетнам, как началась пандемия, пришлось сдать.
– Да, подвела нас пандемия, – соглашается коллега Галина Ивановна. – У нас до того хороший коллектив в хоре: и русские, и казахи, все разного возраста и все, как одна семья! И праздники вместе отмечаем, и проблемы решаем.
– На работе иногда так загрузишься, как навалится куча проблем, – говорит начальник складского хозяйства. – Но радует, что в субботу будет репетиция, будут песни. Перезагрузишься, а в понедельник снова окунаешься в работу. Один минус: Дом Дружбы не в центре города. Люди добираются на репетиции на двух-трёх автобусах. Я пешком хожу с 8-го микрорайона. Совмещаю и спорт, и творчество.
О, щучка!
Пение в хоре – не единственное увлечение у начальника складского хозяйства. Рыбалка – вот главная страсть с детства. И как интересно о своём хобби рассказывает наша собеседница!
– В детстве прилипла к братьям и дедушке, они – на рыбалку, и я с ними, – говорит Раиса Коляда. – Отдельная история, с какими удочками мы ходили! Удилища делали из стволов осины, берёзы, мы снимали кору и просушивали. Крючки и леску можно было купить в магазине, оставалось добыть поплавок и грузило. В хозяйстве были у нас гуси. Мы аккуратно срезали самое крупное перо, просмаливали – вот и готов поплавок. А грузило добывали таким методом: плавили свинец из старых аккумуляторов, в консервной банке на костре выливали формы, и уже из куска свинца резали тонкие пластины на грузила. Мне, конечно, делали удочки братья, но я тоже участвовала в этом увлекательном процессе. Я с улыбкой вспоминаю, как рано утром с братом хватали удочки, банки червей и по мокрой от росы траве бежали, чтобы закинуть поплавок в воду и увидеть первую поклёвку. В 6 утра мама вставала коров выгонять на пастбище, а мы – на речку Бурлук. Роса, тишина, закинешь поплавок и наслаждаешься. Могла на речке пропадать с утра до вечера.
Рыбалку начальник складского хозяйства завода АЗХС любит до сих пор. И женщине неважно, какое время года. Весной Раиса Ивановна ловит рыбку на удочку, а летом и осенью – щуку на спиннинг. Да, зимних морозов руководитель глава складского хозяйства не боится. Главное, взять палатку и как можно больше тёплых вещей.
– Закинешь в лунку и сидишь, – добавляет Раиса Коляда. – Глядишь: о, щучка! Если клёв идёт, меня вытащить с рыбалки трудно. Я наслаждаюсь этими моментами. Жаль, что сейчас пересохли Актюбинское море, Каргала, Саздинское водохранилище. Места надо знать, выезжать подальше. Раньше, в районе облГАИ был пруд. Мы пешком ходили за карасиками, сейчас там новостройки.
Любовь к рыбалке Раиса Коляда привила своим двум сыновьям и внукам, которые живут в Санкт-Петербурге и Германии. А когда Раиса Ивановна приезжала к родным в гости в город Штральзунд, ловили все вместе рыбу на местных озёрах. Самый большой улов у начальника складского хозяйства – это 4-килограммовый сом. Из рыбы наша героиня умеет готовить самые разные блюда: фаршированную, жареную, запечённую и корейский салат «Хе».
Интересно узнать у хозяйки складов АЗХС: на что у неё не хватает времени с такой активной жизнью.
– Наверное, поспать, – улыбается Раиса Коляда. – Мне нравится движение. Такого не бывает, чтобы я была свободна. Я всегда найду для себя работу. Сейчас ко Дню пожилых готовимся клип снимать. Жалко то, что из-за пандемии детей и внуков давно не видела. Решаю все проблемы внуков по телефону. Дети за меня переживают, особенно после того, как я заболела коронавирусом в прошлом году. Надеюсь, что скоро к ним вырвусь.