Артиста все должны хотеть!
В скором будущем актёры областного драмтеатра будут не только играть на сцене, но и сниматься в кино, а также в рекламных роликах. Помимо этого они будут ставить концерты, пантомиму, комедийные произведения, и даже удивят театром теней. В противном случае им не избежать записи в трудовой – «уволен». | ||||||
Осень – это не только начало нового учебного года, она означает и оживление культурной жизни области. А она, судя по задумкам руководства областного драматического театра, обещает быть насыщенной. Во–первых, совсем скоро состоятся премьеры спектаклей русской и казахской трупп, во–вторых, театр отметит 90–летие известного казахского драматурга Тахауи Ахтанова, имя которого носит, в третьих, область готовится к республиканского театральному фестивалю, ну, а в–четвёртых, самим актёрам в срочном порядке необходимо эволюционировать, иначе они могут распрощаться со сценой.
Об этих и других предстоящих событиях и изменениях корреспондент «Эврики» поговорила с директором областного драмтеатра Нурлыбеком ЖУБАТКАНОМ (на фото).
– Новый театральный сезон вы в который раз открываете спектаклем «Ант» («Клятва»). Не будут ли острословы опять говорить, что актёр провинциального театра Баке сегодня в 265–ый раз предстал перед публикой в образе батыра?
– Дело в том, что арбуз, выращенный в Туркестане, по вкусу совсем не похож на «полосатика» из Кызылорды. Аналогично и с шымкентским собратом, который обязательно будет отличаться по вкусу от хобдинского аналога. То же самое и со спектаклем «Ант». Да, это очень сложная вещь, и зритель до этого видел её глазами нашего замечательного режиссёра Магзума Бакытжанова. Нынешний спектакль ставит его алматинский коллега Мурат Ахманов, который является пятикратным обладателем гран–при различных масштабных конкурсов и фестивалей. Так что у зрителя будет возможность попробовать разные «арбузы». Что касается самой постановки, то уже состоялась её сдача, на которую мы пригласили местных и иногородних критиков в лице театральных работников, историков, краеведов и многих других специалистов. Не скажу, что обошлось без замечаний. К тому же, сейчас век информации, и людей три часа в театре не удержишь. Поэтому время спектакля пришлось сократить в два раза, да ещё и постараться, чтобы при этом не пострадали ни содержание, ни качество.
– Курсы сценической речи, которые сейчас проходят в театре, появились как раз после замечаний критиков об уровне актёрской игры? Или есть другая причина?
– Дело в том, что королём сцены всегда является сам актёр. Однако у нас истинных королей ничтожно мало, и это надо признать. У нас сплошные визири и солдаты.
– Себя вы к кому относите?
– В этом плане пусть зритель сам определит, кто я, и обещаю, что не расстроюсь, если меня назовут рядовым. Даже если буду знать, что у меня отлично получилось, я всё равно буду работать над собой, иначе для артиста никак. Что касается курсов сценической речи, то мы пригласили алматинского профессора, преподавателя Жургеновки, телеведущего Мурата Абзилбаева. Все знания, которые он передаёт нашим актёрам, бесценны, главное – какое им применение найдут артисты. Но мы стараемся. Потому что не хотим во время премьеры ударить лицом в грязь, поскольку с новыми спектаклями мы также планируем принять участие в республиканском театральном фестивале.
– Три месяца прошло со дня вашего назначения директором драмтеатра, что изменилось с тех пор?
– За три месяца я Луну с неба точно не достал (смеётся), но и звезду, слава Богу, «не поймал». Как и не бездействовал. Главное – ответить себе на вопрос: зачем я тут, ради чего меня сюда назначили. Для меня нынешняя должность – это нелёгкое испытание, поскольку задача – повысить профессиональный уровень театра, сделать его посещаемым. А для этого необходимо думать за десятерых и создавать благоприятные условия для творческой реализации самих актёров. В театре сейчас три труппы – русская, казахская, и «Еки езу». Невероятная работа кипит в русской труппе. Зрителю они готовят очень интересный спектакль «Время – это птицы», про странных людей, которые из–за боязни птиц всё время прячутся в домах. Помимо этого я утвердил расписание. Его отсутствие меня очень удивило. По этому расписанию артисты ежедневно должны заниматься танцами, сценической речью и другим. А то недоумевали до этого: а чем же им заниматься... Одним словом, работаем. Радуемся, если удаётся заполучить столичных или российских режиссёров, это ведь обмен опытом и возможность не застывать.
– Тем не менее, пока большого потока зрителей не наблюдается…
– Да, в театре не такой уж большой поток зрителей. Поэтому, чтобы изменить ситуацию, необходимы реклама, хороший репертуар и профессиональная актёрская игра. Вот тогда и будут очереди за билетами. Сейчас мы меняем репертуар, постепенно обновляемся. Хотя некоторые думают, что обновление – это увольнение. Нет. Театр в какой–то степени как телевидение, где по осени обязательно меняются заставки, сетка вещания, программы, дизайн студии, появляется что–то новое. Этим и интересно ТВ. И этого же мы хотим для своего театра.
– А как же вывеска – драматический театр?
– Все почему–то шаблонно думают: раз драмтеатр, то здесь должны ставиться исключительно тяжелые вещи – драма. Примечательно, что даже некоторые актёры так думают. Но это заблуждение, и говорю об этом не только я. Театр – это в первую очередь развлечение. Это – концерты, клоунады, пантомимы, театр теней, комедии и многое другое. Вот когда всё это есть, это и называется полноценный театр. Мы тоже должны ставить концерты, а наши актёры, если на то пошло, должны господствовать на всех местных сценах. Их должны звать на ТВ, приглашать в программы, в рекламу, сериалы. Артиста все должны хотеть! По–другому народ в театр не затащишь.
– А ваши подчинённые насколько готовы к таким переменам?
– Наши артисты, честно говоря, ещё не все готовы к таким переменам. И в этом, пожалуй, нет ничего страшного. Значит, необходимо их психологически готовить к таким вещам, что необходимо меняться. Кстати, за три месяца несколько артистов по собственному желанию уволились из театра. И я им благодарен. Поскольку уход состоялся по–человечески, они так и сказали, что не хотят мешать театру. И со спокойной душой пошли заниматься своими свадьбами. Поэтому сейчас мы ищем таланты. Но надо знать, что артист всегда мало зарабатывает. Лично я получаю 63.000 тенге, у актёров на 10.000 тенге меньше. Но ни я, ни мои подчинённые не гоняемся за деньгами, за регалиями. Нам нравится сам процесс, актёрство, и я получаю удовольствие от того, что занимаюсь любимым делом. Надо быть «повёрнутым» (смеётся).
Асия АЗИМКАЛИ,
|