Английский шаман с неаполитанской скрипкой
– Я не выбираю для исполнения мистические или какие–то потусторонние темы специально. Репертуар формируется из того, что хотят услышать те, кто пришёл на концерт, и того, что могут понять. Тут слушатели ждут Тартини и Сен–Санса. В каждой стране и даже в каждом городе он разный. Где–то люди ждут только известные, привычные произведения. Где–то собираются те, которым хочется тонких нюансов. Я не имею права их разочаровывать.
О концертных залах
– Хорошая акустика – это даже не половина, это процентов 80 успеха! К сожалению, сейчас во многих городах огромная проблема с концертными залами. В Актобе я уже был с гастролями. Помню замечательное здание, ещё сталинской постройки. Там акустика была великолепна!
Кстати Прежние актюбинские гастроли маэстро проходили в областной филармонии. На этот раз он даёт концерт во дворце «Жастар». На акустику тут жаловались даже попсовые и эстрадные исполнители.
О главном успехе в своей жизни
– Я считаю своим главным достижением полную антологию произведений английского композитора Эдуарда Элгара, которую я выпустил в 2011 году. Этого до меня не делали даже сами англичане. Представьте, что англичанин приезжает в Россию, начинает изучать творчество, скажем, Чайковского, и вдруг обнаруживает там то, о чём не знали русские музыканты.
Справка Эдуард Уильям ЭЛГАР (1657–1934) – британский композитор романтического направления, член Ордена заслуг, Рыцарь Великого Креста, автор ораторий, симфоний, камерной музыки, инструментальных концертов и песен. В 1924 году был назначен Мастером королевской музыки.
О духовной моде
– Сейчас среди казахстанской интеллигенции появилась мода на шаманство. Например, ко мне обратился бизнесмен Сапар Искаков. Он является потомком легендарного баксы Тлепа Аспантайулы и попросил посодействовать, чтобы переложить на музыку древнюю легенду «Тлеп и Саркыз»*
*«Тлеп и Саркыз»
Казахская легенда о трагической любви баксы (шамана) Тлепа, жившего в тургайских степях, к Саркыз – дочери его учителя. В 2010–м году Марат Бисенгалиев представил концерт для скрипки с оркестром «Сарыкыз».
Об узнавании в Казахстане
– Как–то меня в Казахстане остановил гаишник. Долго присматривался, оценивал внешний вид, но не узнал. А потом, уже возвращая документы, сказал: «Какой–то ты странный! Не шаман случайно?».
О попсовых исполнителях классики
– Сейчас очень популярны скрипачи, которые сделали классическую музыку – эстрадной, Например, Лана или Ванесса Мэй. Конечно, их уровень намного ниже профессионального, но я очень хорошо к ним отношусь. Они же делают хорошую вещь, прививают интерес к классике.
О казахстанских талантах
– Иногда, кажется, что среди казахстанцев почти нет знаменитостей с мировым именем. Хотя, если вдуматься, это не так. Сколько людей живёт в Казахстане? Всего 17 миллионов. Так что в процентном соотношении мы ничем не хуже других стран.
О концертах в провинции
– Для меня нет такого понятия – «провинциальность». Я не делаю различий и одинаково работаю, как в маленьком городе, вроде Актобе или Уральска, так и в Нью–Йорке, и в Лондоне. Выкладываюсь на 150%, того же требую и от своих ребят. Разве что репертуар подбираю немного другой.
О возможности талантов пробиться
– Среди новых имён я всё чаще встречаю молодых музыкантов из Японии и даже Кореи. Они показывают очень хороший уровень мастерства. Думаю, у этих восходящих звёзд большое будущее. Сейчас важно вернуть интерес молодёжи к классической музыке. Мы многое потеряли в 90–е, когда увольнялись хорошие педагоги, уезжали за рубеж талантливые музыканты.
vlad.k@evrika.kz