Алакай» призывает к защите животных
Первый спектакль с начала пандемии. На входе табличка с надписью: «Масочный режим». Зрителей встречают с улыбкой, санитайзером и термометром. Театр тоже подчинился жёстким требованиям карантина. Итак, руки продезинфицированы, маска на лице – можно смело зайти в зал. Мне показалось, что все сидения сверкают белыми крестиками. Работник театра не разрешила сесть мне рядом с коллегой, хоть мы и пришли вместе, а показала на место без метки, через два стула. Но не все строго соблюдали социальную дистанцию. Зрители, пришедшие позднее, сели вместе, по двое-трое. Зал был прохладным и полупустым. По требованиям карантина, на спектакле может быть не больше 50 человек.
Только от жизни собачьей
А на сцене: Грузия, война, бродячая собака и пронзительная музыка. Кстати, прекрасный музыкальный фон создала композитор Дина НИЯЗОВА. Куклы и такая недетская история о судьбах людей, о судьбах животных. Наверное, первый карантинный спектакль и должен быть таким. Согласитесь, любая весёлая сказка не очень сочетается с крестиками на спинках сидений и напряжёнными взглядами зрителей. И когда делают больно собаке – больно людям по ту сторону сцены.
Сегодня тысячи казахстанцев борются против жестокого обращения с животными. Новости пестрят данными об очередном живодёрстве: изуверы издеваются над домашними питомцами, а на глазах у детей организации отлова убивают бродячих собак. В августе этого года на совещании с депутатами руководитель республиканской ассоциации по защите животных «Inucobo» Лилия САРСЕНОВА отметила, что в регионах никак не решается вопрос по сокращению численности бездомных животных. В то же время акиматы всё больше и больше запрашивают бюджетных средств на их отлов и уничтожение.
По сюжету рассказа Нодара ДУМБАДЗЕ, мальчик Гогита с дедовским ружьём должен сделать выбор: убить своего четвероногого друга или ослушаться приказа старшего. Как самому не превратиться в зверя и остаться человеком в тяжёлое время? Может, стоит поучиться доброте у собаки?
Тогда война, сейчас – пандемия
После премьеры зритель Куляш ОРЫНБАСАРОВА второпях вытирает слезы. Переживает, что на фотографии будет выглядеть слишком грустной.
– Я аж прослезилась, – делится впечатлениями актюбинка. – Детский спектакль, а сидим, плачем. Так хорошо, что пришла сегодня с внуками. А то столько времени дети были заперты дома. Очень хотелось в театр. Всем школьникам нужно срочно идти на этот спектакль.
Актрисе Алие САЛИТОВОЙ досталась непростая роль: управлять куклой-собакой и озвучивать своего героя. Удивительно, как точно ей удалось передать все повадки животного.
– У моей свекрови в частном доме – собачки, – рассказывает актриса-кукольник. – И я каждый день после репетиции наблюдала за ними: как пёсик ведёт себя на привязи или как подаёт голос, когда хочет есть. Мне тяжелее всего было читать момент, где буфетчик ошпарил собаку. Я когда на сцену сегодня вышла, сердце чуть из груди не выпрыгнуло. Для нас счастье видеть наших зрителей, пусть будет хоть два-три человека!
– Когда первый раз у меня на руках оказался сценарий, то выбрала для себя роль доброго мальчика Гогита, – говорит актриса Ляззат СУЛЕЙМЕН. – Кукла-марионетка – самая сложная из всех, управляют ею два человека. Нужно двигать руками, ногами куклы и ещё параллельно говорить свою роль. Ещё надо следить, чтобы нитки, за которые мы дёргаем марионетку, во время спектакля не запутались и не зацепились за что-нибудь.
– В «Собаке» показаны военные тревожные годы, когда народ очерствел, – включается в беседу актёр кукольного театра Ербол ЮЛАЙУЛЫ. – И сейчас у нас смутное время, пандемия, и люди какие-то жестокие стали... Слышали же, как недавно издевались над тюленями в Актау?
Спектакль «Алакая» планируют показать в Грузии на фестивале имени Нодара Думбадзе.