Актюбинская Земля Обетованная
В 1910-м году в Актюбинске было зарегистрировано 35 евреев. В основном это были ремесленники, получившие право на проживание за чертой оседлости. В Российской империи часто к евреям относились как к людям второго сорта. Во многих губерниях они не имели права покидать свои городки без особого разрешения властей. Тут, на казахстанской земле, они, наконец, обрели долгожданную свободу, ведь местные жители не привыкли делить людей по национальности или вероисповеданию. К тому же, в европейской части России прокатилась волна еврейских погромов. Обезумевшие толпы врывались в скромные жилища, забивая иноверцев до смерти. Печально известны Кишинёвский и Одесский погромы. Тогда по бредовым обвинениям были зверски избиты десятки человек.
В ссылку за книгу
Чуть позже, в 20-е годы, в Казахстан потянулись представители еврейской интеллигенции. Молодая республика в составе СССР нуждалась в учителях, инженерах, врачах, музыкантах. В 30-е в Актюбинскую область ссылали инакомыслящих. Тех, кто сомневался в учении Карла Маркса и противился атеистической пропаганде. В опале можно было оказаться за «неправильную» книгу. Неудивительно, что многие еврейские семьи, обладающие богатыми библиотеками, оказывались вдалеке от родины.
Желание сохранить самобытность своего народа, верность вере предков и при этом умение ассимилироваться с местными, уважая их культуру и традиции, веками помогало евреям выжить на чужбине, ведь своей земли у них тогда не было. За эти качества евреи были гонимы многими диктаторами, но в Казахстане, даже в самые суровые времена, приезжим были рады. Ведь у казахов такие же принципы. Научиться у гостей самому лучшему, что они имеют, и в ответ подарить самое лучшее, что есть у своего народа. Так в Актюбинске многие семьи нашли свою землю обетованную.
Сороковые – роковые
Казахский народ всегда был чувствителен к чужому горю. Беды незнакомцев тут привыкли воспринимать как собственное несчастье. Поэтому, когда началась война и тысячи эвакуированных еврейских семей потянулись в Казахстан, в Актобе их встретили, как родных. Приходили леденящие душу новости из фронтовых Украины и Белоруссии. Там фашистские захватчики убивали евреев. Не щадили ни женщин, ни стариков, ни грудных детей. Мужчины (из числа эвакуированных) вскоре отправлялись на фронт или сутками работали на актюбинских заводах. А женщины и старики, не годные к строевой службе, выражали благодарность за своё спасение как могли. Например, организовывая кружки художественной самодеятельности, чтобы хоть как-то подбодрить актюбинцев в ожидании победы.
Срочно требуются таланты
После войны, когда было основано государство Израиль, в СССР выросла волна антисемитизма. Партийная верхушка не могла смириться с решением ООН о возникновении нового государства. Запись «еврей» в графе «национальность» могла перечеркнуть дальнейшую карьеру. Людям приходилось брать национальность или фамилию супруга, а порой и дальнего родственника. Иначе невозможно было занимать руководящий пост или поступить в престижный институт. Ни знания, ни профессиональные навыки, ни творческий потенциал партийные чинуши не учитывали. Но те евреи, которые не хотели отрекаться от памяти рода, и при этом задумывались о будущем, отправлялись в Казахстан, в том числе и в Актюбинск. Здешние учебные заведения в те времена славились уровнем образования на всю страну, и даже за её пределами. А на графу в анкете никто не смотрел. Таланты и интеллект для Актюбинска оказались важнее средневековых предрассудков и политических игр.
Шалом, актюбинцы!
В конце 80-х и в 90-е, в связи с падением экономики в странах бывшего СССР, большинство еврейских семей потянулось в Израиль. Этот шаг им давался нелегко. Ведь тут оставались их друзья, родственники, знакомые. Остро встал вопрос о сохранении культуры народа. Так, в 1996-м в Актобе был организован этно-культурный еврейский центр «Шалом». Слово «здравствуйте», прекрасно подходило для выражения позиции еврейской диаспоры в Казахстане. В какие бы края евреев ни заносила судьба, они всегда открыты новым знакомствам. Несмотря на то, что в первые годы более 400 человек уехало из Актобе, в еврейской общине сейчас более 800 участников.
Уголок НКЦ «Шалом» тут же полюбился и представителям других диаспор. Ведь тут была богатая библиотека поэтов и писателей еврейского происхождения. За томиком Сергея Довлатова, стихами Осипа Мандельштама, собранием сочинений Исаака Бабеля, приходили ученики и студенты со всего города. Многие из них так и оставались, чтобы поближе познакомиться с культурой древнего народа.
От Пурима до Йом-Кимпура
Вскоре при центре «Шалом» появился танцевальный ансамбль, а ещё через некоторое время и еврейский любительский театр. Эти творческие коллективы моментально обрели поклонников среди актюбинцев. К сожалению, в Актобе нет молельного дома. НКЦ «Шалом» помог иудеям нашего города. Ритуальную освящённую мацу сюда поставляли из Одессы, а библиотека пополнилась книгами религиозного содержания. В свободное время любой желающий мог прийти на курсы по изучению разговорного идиша и древнего иврита, на котором написаны священные для евреев книги.
Появление «Шалома» значительно изменило жизнь евреев в Актобе. Культурные программы, концерты, поэтические вечера сделали «Шалом» центром, где семьи постепенно превратились в сплочённую общину. Всех членов НКЦ объединяли общие интересы. Сюда приходили с бедами и с радостями. Тут постигалась история и сущность народа.
В первый состав Совета культурного центра вошли 10 человек, наиболее инициативных и решительных, хорошо знающих традиции своего народа. Перед ними стояла нелёгкая задача – организация праздника Пурим, самого важного для всех иудеев. Тот Пурим не забывается до сих пор. Он стал своего рода легендой. Сейчас молодое поколение всё больше узнает об обрядах евреев.
Бешбармак по-палестински
Хорошей традицией стало совместное празднование Пейсаха, Дня Йом-Кимпур и особенно еврейского Нового года Рош-Шахана. Кроме того, члены клубы разыгрывают обряды свадеб или празднований, посвящённых рождению ребёнка. Наглядный пример запоминается лучше, чем сотни книг по этнографии.
Берега Мёртвого моря каждый год притягивают многих актюбинцев обещаниями новой жизни. Но среди еврейской диаспоры нашего города есть и те, кто не думает о чужих краях.
– Я каждый год бываю в Израиле. Там мне нравится. Открытые, доброжелательные люди. Тёплый климат. Но переезжать я туда пока не хочу. Мне трудно представить жизнь без Актобе. Ведь я тут родилась и выросла. Тут мои друзья. Семья у меня многонациональная, кого только нет среди моих родственников. Тут работа, которую я очень люблю. Почему-то в отпуске в Израиле я всегда скучаю по бешбармаку. Сын живёт там, он приноровился готовить бешбармак специально для меня. Получается вкусно, но настоящий бешбармак есть только в Актобе, – поделилась председатель НКЦ «Шалом» Полина САВИЦКАЯ.