Актёры пощадили зрителя
19 марта 2014 года. №11 |
Они не дали сидевшим в зале надорвать животы от смеха и утонуть в глубокой философии. Смешно, в основном, было актёрам, которые смотрели спектакль в зале. Простые зрители увидели смесь цирка, КВН и хорошей самодеятельности. |
Широко разрекламированную премьеру спектакля «Смешные деньги» 14 марта актюбинские театралы ждали с большим предвкушением. Ещё бы: режиссёр–постановщик Вячеслав ВИТТИХ обещал сделать из обычной комедии притчу с глубоким смыслом. Зритель в зале, по его словам, будет не только смеяться без передышки, но и задумается о том, что с нами происходит. В общем, режиссёр пообещал почти хирургически препарировать нынешние быт и нравы.
АВТОР ЗАДУМЫВАЛ СМЕШНОЕ.
По сюжету, простому английскому бухгалтеру Генри ПЕРКИНСУ чисто случайно в руки попадает чемоданчик, в котором больше миллиона фунтов. Неожиданно свалившиеся деньги для Генри – уникальный шанс раз и навсегда изменить его серую жизнь. Другого шанса, уверен он, в его жизни уже не будет.
Из–за этого разворачивается стремительная и искромётная комедия положений, в которой сюжет меняется чуть ли не ежеминутно. Генри уже заказывает билеты, чтобы с женой навсегда улететь в Барселону, как вдруг домой к Перкинсу приходит полицейский и… обвиняет Генри в недостойном общественном поведении. Затем другой полицейский приносит новость о смерти Генри. Теперь родственникам надо ехать на опознание трупа, так как у покойника обнаружен чемоданчик Генри! Главному герою приходится чуть ли не выворачиваться наизнанку: он втягивает во враньё жену, друзей Бетти и Виктора Джонсонов.
ТИПА, ШЕДЕВР.
Накануне премьеры состоялся предпремьерный показ спектакля. Меня хватило лишь на первый акт. Даже мягкие кресла и глубокая симпатия к творчеству Виттиха не заставили остаться на второй акт. Показалось, что режиссёр ставил спектакль для себя. Каждый актёр старался изо всех сил в меру своего таланта. Владимир КОРЧУКОВ был поистине блистателен, но и это, увы, не помогло. Его было мало, сил и таланта этого актёра не хватало, чтобы всё «вытащить». Обещанный креатив, наверное, был, но... Думаю, если б актёры играли без слов, зритель бы смеялся чаще. Пантомима была бы супер! Смех для Вячеслава Виттиха, видимо, был не главным в этой комедии. С раздражением я покинул театр, ругая себя за провинциальность и за то, что, в отличие от режиссёра, не на передовой смелых театральных экспериментов. И поэтому мне не понять авангардных замахов гастрольного режиссёра. Актёры выкладывались, как могли, чтобы отыскать глубоко заложенный режиссёром смысл, и в целом, наверное, спектакль–то неплох, успокаивал я себя. А может, мы являемся свидетелями рождения нового жанра – несмешная комедия. То же самое я говорил своей коллеге, которая досидела до конца. Она с ещё большим раздражением сказала, что зря потратила 2 часа своей жизни.
Вячеслав Виттих в тот же вечер раскрыл секрет своего спектакля. По его словам, приземлённые люди (такие, как я) после первого акта и должны уйти, а думающие люди останутся и всё поймут. По его обиженному тону я понял, что «шедевральный» спектакль понравился не только режиссёру, но и актёрам. Набравшись сил, я пошёл на премьеру 14 марта.
«ДУРДОМЧИК» ПО БУМАЖКЕ.
Этот спектакль стал для меня потрясением. Не из лучших. Придётся перейти из любителей театра в болельщики футбола. Как сказал мне знакомый, он досидел до конца только потому, что его место было в середине ряда. Справедливости ради отмечу, что некоторым, невзирая на замысел режиссёра, удалось понять спектакль. Актёры изо всех сил пытались разыграть «дурдомчик». Но не выходило. Держать темп им не удавалось. Каждый актёр понимал свой образ (говоря по-суворовски, «знал свой манёвр»), но ансамбля не получалось. Артисты считали, что если говорить громко, то они будут убедительными. Это удалось им с блеском. Видимо, глубоких подтекстов и полутонов не предусматривалось. Несомненная творческая «находка», которая всегда вызывала смех в зале: когда одна из героинь говорила слово «бампер» и при этом недвусмысленно виляла собственным задом.
А «бледная мимика скомканной грации» другого героя, Джокера, сильно раздражала. К тому же, он часто не попадал в фонограмму. Вообще–то самого автора – Рэя Куни ДЖОКЕРА – в пьесе не было. Его образ ввёл режиссёр Виттих. Именно Джокер, по замыслу Виттиха, должен был в конце «рубануть» всю суть спектакля. Джокер, по задумке Виттиха, чуть ниже Бога, то есть олицетворение мирового зла. Актёр, видимо, играл зло в пубертатном периоде. Оттого оно было непонятым и неубедительным.
Особенно добило, когда Джокер читал по бумажке финальный монолог про то, что демократия в современном мире лишь слово, люди зомбированы продажными СМИ и т.д., и т.п.
ЧАЩЕ В ЗЕРКАЛО СМОТРИТЕСЬ.
«Свобода сегодня – это выбор между видами марками пива и стиральных порошков…». Эти слова и другие «бородатые» выражения (плагиат из заезженного «френки–шоу»), видимо, и были солью всего действа. Лучше бы послушать их в оригинале, чем в таком любительском кастрированном исполнении. То, ради чего и стоило зрителю сидеть 2 часа. Но актёру, несмотря на то, что он говорил предельно громко, не хватило сил и убедительности. Надо бы ему побольше порепетировать перед зеркалом. Слова монолога больше вызывали смех, и казалось, что где–то ты его уже слышал. Должного пафоса от его слов не получилось. Именно раздражение от Джокера и восторженная реакция актёров, которые сидели в зале, не давали уснуть. Да, ещё актёрам на сцене, несомненно, удались притопы, прихлопы и движения вроде танцев. Задумка пластического режиссёра Артёма МАЛЬКОВА сделать спектакль целостным вокально–танцевально–драматическим действом ему не удалась. Сплавить воедино музыку и телодвижения со словом, как оказалось, для Виттиха и Малькова было задачей неподъёмной. Гастролирующие режиссёры явно не подрассчитали своих сил и возможностей нашей труппы. Но наш благодарный зритель сказал спасибо и за такое.
Моя коллега, которая в антракте убеждала меня, что я слишком уж придираюсь, призналась, что под конец 2 акта ей хотелось спать. Ситуацию спасла песня Земфиры, которая прозвучала в финале спектакля. Ради неё, пожалуй, стоило сидеть 2 часа.
Дмитрий МАТВЕЕВ,
|