«Актобе – это своя музыкальная страна»
– Аманжол Дюсенович, какой самый необычный подарок вы получили на день рождения колледжа?
– Вы не поверите, но к 50-летнему юбилею музыкального колледжа 50 наших выпускников прошлого года поступили в высшие учебные заведения: консерватории, университеты, институты искусств. Я когда услышал, даже переспросил: точно ли 50. Да, именно эта цифра. Для меня это – главный подарок учебному заведению от наших студентов.
– Надо же, какое совпадение… Как отпраздновали юбилей колледжа? Кто приехал поздравить родные пенаты?
– 50 лет – это уже определённый этап. Мы готовились к празднику весь год. И в то же время боялись, что из-за пандемии всё сорвётся. Но педагоги и студенты старались – мероприятие получилось. Многие желающие не попали на первый концерт из-за карантинных ограничений и очень расстроились. В Центре искусств нам дали 350-360 мест, а желающих было много, поэтому мы повторили праздничное мероприятие. У нас в гостях был Евразийский фан-клуб Димаша Кудайбергена. Димаш тоже хотел приехать, но он сейчас в Китае, на карантине. К сожалению, из-за сложностей с дорогой не получилось прилететь и у выпускницы музколледжа, оперной дивы Светланы КАСЬЯН. Но наши дорогие выпускники прислали свои видеопоздравления колледжу. И, конечно, большой труд: мы издали к юбилею книгу о музыкальном колледже на трёх языках. Будем дарить иностранным гостям. Благодаря успеху наших выпускников, мир наблюдает за актюбинским музыкальным колледжем. Я по счёту шестой здесь директор, работаю уже 13 лет. И думал уходить на пенсию, но когда произошли такие события, силы появились, я понял, что могу быть ещё полезен.
– Под «такими событиями» вы имеете в виду мировой успех Димаша?
– Да, Димаш, Светлана Касьян и другие победы наших студентов на мировых конкурсах. Мы, конечно, тогда не могли предположить, что Димаш станет мировой звездой. Когда он пел на экзаменах, я боялся, вдруг сорвёт голос. Он начинает брать верха – я останавливаю: «Пятёрку получил? Свободен!». И преподавателям говорил, чтобы не надрывали связки студента. А они улыбались и говорили, что у него беспредельные возможности голоса. Потом как-то прислушался: он берёт ноту выше и выше... Я сижу и боюсь, что сейчас сорвётся голос, а он не срывается!
– Российский артист Максим Галкин сказал, что у Димаша самое главное не 5 его октав, а то, «что он ходит по этим октавам туда-сюда, как дельтаплан летит».
– Мир всегда тоскует по талантам, и создаётся ощущение, что это мать-природа подарила миру Димаша. Наш ангел – чистый, правдивый, без фальши, так сказать, без понтов. Поклонники ездят за ним по всему миру. В Японии Димаша приветствовали на казахском языке. Так даже президентов не встречают. Во время пандемии наш земляк направил в Актобе несколько «КамАЗов» с продуктами, медоборудование для Астаны. Это феноменально, как он превращает поп-музыку в классическую! Где бы он ни был, но всегда подчёркивает Актюбинский музыкальный колледж. И наших композиторов возит на свои выступления и открывает их имена миру. Когда Димаш выступал в Кремлёвском Дворце, я приехал по приглашению, и меня посадили на самое видное место, за мной сидели все российские звёзды. Димаш вышел на сцену и говорит: «Прошу поаплодировать директору моего колледжа, который так много в меня вложил». Для меня это было неожиданно – 6.000 человек аплодируют мне стоя и кричат: «Браво!». Я даже разволновался, не знал, что сказать.
– Как трогательно… Димаш – молодец, своих не забывает! Я видела фрагменты концерта, там и Марат Айтимов выступал на Кремлёвской сцене!
– Так удачно сложилось, что талантливый студент попал к талантливому педагогу. Марат Айтимов – как отец, для своих учеников, он и называет их ласково «бала». Педагог от бога, который может поставить голос любому человеку. И так радостно, когда видишь на экране мировых звёзд, а они же у меня учились! Светлана Касьян, примадонна оперы, которая получила орден святого Сильвестра из рук Папы Римского, говорит в интервью, что мало таких преподавателей, как в Актобе. Она с улыбкой вспоминает, как педагог Татьяна СОЛОВЬЁВА «гоняла» её с утра до вечера. Было время, когда Света плакала, не хотела идти на занятия, пропускала сольфеджио. А сейчас увидела мир и поняла, что педагоги колледжа вложили в неё фундамент. Выпускник музколледжа, деятель культуры Омиркул АЙНИЯЗОВ, всегда присылает мне свои новые клипы, чтобы я оценил, и лишь потом запускает их в трансляцию. Мне приятно, что такой известный человек со мной советуется.
Случайностей не бывает: успех наших выпускников – это результат кропотливой системной работы, высокий уровень наших преподавателей. Тот же учитель Димаша Марат Айтимов, домбрист, заслуженный деятель РК Жайляу АСЫЛХАНОВ, руководитель вокального ансамбля «Инжу» Наталья ФОМЕНКО, ансамбль побывал во многих странах, даже в Голливуде давали концерт и отовсюду привозят гран-при. Её муж, Владимир ФОМЕНКО, основал и больше 30 лет возглавлял в колледже духовой оркестр. Наш талантливый педагог, композитор Бакытбек ЗЕЙНЕЛОВ сделал обработку песни «Дайдидау», которую исполняет Димаш. Композитор Игорь Крутой восхищался, как удивительно он переложил на казахские народные инструменты «Любовь уставших лебедей».
«Нам тоже нужны и оперный театр, и симфонический оркестр»
– Музыкальный колледж можно назвать трамплином, после которого выпускники уже отправляются в большое плаванье. Наверное, всё-таки мало кто остаётся на родине?
– Наш педагогический коллектив постоянно омолаживается, есть выпускники, которые заканчивают консерватории, университеты и возвращаются в родной колледж преподавать. Да, здесь талантам тесновато. Как говорил наш выпускник Мирас БЕКЖАНОВ: «Здесь нет оперного театра, больших концертных площадок, я чувствую, что могу сделать больше, поэтому поеду в Алматы». Сейчас он известный эстрадный певец. Я высказывал свои пожелания министру культуры и акиму области. Поскольку наш колледж приобрёл мировой статус, благодаря звёздным выпускникам, уже необходимо типовое учебное заведение, которое бы соответствовало всем стандартам. Нам нужно расширяться. Мы же хотим стать миллионником, значит, в Актобе должны быть консерватория, оперный театр, симфонический оркестр. Для этого нужно приобретать музыкальные инструменты, а они очень дорогостоящие. Скажем, самый лучший концертный рояль стоит 85.000.000 тенге. Если нам построят новый корпус, то это здание станет музеем, брендом нашей страны! Туристы будут приезжать на родину Димаша – вот и развитие туризма! И это надо делать очень быстро, пока наш земляк на пике славы. В Варшаве в музей Шопена целое паломничество со всего мира. Каждый, придя «в гости к Шопену», может узнать о жизни композитора, понять его тоску о Польше и послушать любое его произведение, просто нажав на кнопку.
– Представляете: музей музыкального колледжа, наводите на смартфоне – и на экранах показывают концерт Светланы Касьян или Димаша...
– Почему бы и нет! Это всё осуществимо! Мою идею власти поддержали. Год назад мы проходили международную аккредитацию и должны были показать, как устраиваются наши выпускники. Вышли в эфир из разных стран: Китай, Италия, Германия, Америка, Дубаи, Венгрия, Россия, Турция. Многие из них побывали за границей, ещё будучи студентами. Жадыра АРЫСТАНОВА – известная эстрадная певица, преподаватель в академии Жургенова. Наш бывший студент Ардак ТОЛЕПБЕРГЕНОВ планировал стажироваться после консерватории в Италии, но из-за пандемиии не получилось. Год поработал в актюбинской филармонии и снова уехал. У него большое будущее. Эстрадная певица Ерке ЕСМАХАН тоже училась в нашем колледже, очень талантливая девушка. На казахстанском вокальном проекте «Голос» сейчас выступает наш ученик Рахман САТИЕВ, его называют вторым Димашем. Не только колледж, но и вообще Актобе, как отдельная музыкальная страна. В каком бы конкурсе мы ни участвовали, в различных жанрах: хоровая музыка, инструментальная, вокальная – наши занимают минимум третье место. Но обычно это гран-при.
– Да и вообще казахстанские таланты сегодня рулят в конкурсах, в сферах искусства: Рухия Байдукенова покорила «Славянский базар», Иманбек взял «Грэмми», режиссёр Айсултан Сеитов работает с Голливудом. И много ещё, кого можно перечислять. Что это за явление?
– Венгерский музыковед Никша Братош сказал: «Казахстан – это азиатская Вена и Италия, счастливо слитые воедино». Талантов у нас в стране всегда было очень много, просто не было соцсетей. Мы – поющая нация, страна. Начиная с музыканта Амре КАШАУБАЕВА, который первый появился на парижской сцене с домброй в руках. Сейчас в мире стало модным петь на казахском языке, это уже такой тренд. И в сельских районах сколько талантов! Но у них нет возможностей, поэтому нам нужно создавать условия для развития творческих способностей молодёжи.
Три человека на место
– Как-то в интервью педагог Марат Айтимов мне говорил, что сейчас все хотят петь. У вас большой конкурс на певческое отделение?
– В этот раз на 7 мест вокального отделения был 21 желающий. Поступают самые талантливые. На протяжении года проводим профориентационную работу, преподаватели прослушивают, отбирают и готовят абитуриентов. В этом году набрали 81 учащегося. К нам уже из дальнего и ближнего зарубежья пишут, хотят учиться там, где Димаш. Жаль, что мы не можем принять всех талантливых молодых людей, потому что база колледжа не позволяет. И обучение для государства очень дорогое. В год один студент обходится бюджету в 1.200.000 тенге. У нас и групповые занятия, и индивидуальные. С одним студентом занимаются 6-7 преподавателей. Может, поэтому такое качество знаний. Это стандарт обучения ещё советского периода. Никто в мире не мог обогнать советское образование. Не просто 40 минут прошло – спасибо, до свидания, все по домам. У нас проводятся дополнительные занятия, по выходным собираются педагоги и студенты. Это учебное заведение, где нужно работать сердцем и душой. Больше всего идут на пение и домбру. Если уже все места заняты по этим специальностям, предлагаем студенту поступить на другую специальность: дирижёрское отделение или социально-культурной деятельности. Также мы открыли отделение гобоя и хореографии.
«Переживаю, когда дети поют на свадьбах»
– Раньше все шли на экономистов-юристов, а сегодня востребованы творческие профессии. Актюбинская молодёжь идёт в музыкальный колледж, потому что видит успехи звёзд, бывших выпускников, и хочет также блеснуть?
– Не только. Повышается и статус педагога. Работая учителем, можно хорошо зарабатывать. Сегодня преподаватели получают по 300-400 тысяч тенге и больше. Каждый год будут добавлять по 25%. Казахстан стал перенимать опыт ведущих стран, где достойно платят преподавателям, врачам и военным. В сложные девяностые уходили педагоги из музыкального колледжа, не было вообще наборов, зарплату задерживали месяцами. Когда я пришёл сюда работать 13 лет назад, было всего 170 студентов. Основоположник нашего колледжа – аксакал, наш духовный отец Каиргали КОЖАНБАЕВ. Он пригласил работать выпускников из ведущих вузов Казахстана и России. Все коллеги вспоминают, какой он был понимающий директор. Талантливая молодёжь продолжает начинания Каиргали Усенгалиевича. Я всегда говорю своим педагогам, что от качества нашей работы зависит духовное состояние общества.
Некоторые до сих пор считают, что музыканты – люди легкомысленные. Хотя деятели искусства – это ведь и есть образец культуры. Оперный тенор Зураб СОТКИЛАВА говорил: «Дети на бумажных самолётиках улетают гораздо дальше, чем взрослые на «Боингах». Детская мечта – сильная вещь. Все поют в детстве, но кому-то бог даёт талант, а кому-то – нет. Я тоже всю жизнь занимаюсь музыкой, но пою только для души и не смогу выйти на большую сцену. Родители должны создавать условия: пусть ребёнок поёт, рисует, танцует. Но я переживаю, когда таскают по свадьбам поющих детей. Голос – хрупкий инструмент, который нужно беречь. А жажда взрослых к заработку может погубить талант ребёнка. Во время мутации голоса категорически нельзя петь! Конечно, не у всех талантливых ребят получается высоко взлететь. Но я считаю, что той-бизнес тоже нужен, я поменял к нему своё отношение. Раз у нас поющий народ, то на праздниках тоже должен выступать кто-то голосистый.
«Люди соскучились по высокому искусству»
– А как вы считаете, можно ли воспитать в горожанах любовь к хорошей музыке?
– Людям необходима такая музыка, живая, которая сразу проникает в сердце. Они будут слушать и хор, и оперу, и симфонический оркестр, и смотреть балет – это всё высокое искусство. Были времена, когда в филармонии эстрадные песни слушали, а на кобызе и домбре – уходили. Я говорил: «Подождите, вы ещё не услышали, попытайтесь услышать голос своих предков». Когда наши музыканты на европейских сценах играют на домбре или кобызе, это всегда производит эффект. Иностранцы не понимают, откуда звучание, как в симфонии. Я видел, как они с интересом осматривали кобыз, удивлялись, как на нём можно играть, и говорили, что это как будто перевёрнутая скрипка. Наша сила – в национальном колорите. Вот поэтому необходимо поднять статус оркестра казахских народных инструментов Ахмета Жубанова до академического.
У меня есть одна интересная история, как ответ на ваш вопрос. Я проводил лекции в Доме Жубановых для ребят из музыкальных школ. А потом придумал кое-что интересное и заменил слово «лекция» на «лекция-концерт». Согласитесь, на лекцию никто не хочет идти, а вот лекция-концерт – уже звучит привлекательнее. На встрече я рассказывал о происхождении народных инструментов, а потом раздал молодёжи шумовые музыкальные инструменты, они играли вместе с музыкантами и чувствовали себя частью ансамбля. Так увлеклись этим творческим процессом! Ребят загоняли туда, а оттуда «выгоняли», потому что они не хотели уходить. Высокое искусство как никогда необходимо обществу. Из-за пандемии люди потерялись, чувствуется какая-то безысходность. Если нам помогут в строительстве больших проектов, если нас будут окружать много красивых зданий, будет и культура. А если будет валяться бычок от сигареты, рядом появится и второй.
– Ваши студенты, наверное, не слушают Моргенштерна?
– (Смеётся). Я лишь говорю студентам: «Старайтесь слушать правильную музыку, не засоряйте свои уши!». Мне всегда жалко ребят, которые едут в машине и включают на полную мощь дешёвую музыку. Они сажают свой слух, мутнеет рассудок. С такой ездой можно и в аварию попасть.
«Не допускайте наших ошибок»
– Что вы говорите вашим студентам, какие даёте советы?
– Я всегда говорю студентам: «На чужой земле не говорите плохо о своей стране». По поступку одного человека судят обо всей нации. Если ты кого-то обидишь, оскорбишь, то не скажут, что это сделал Серик или Берик, а скажут, что это казах оскорбил. К счастью, наши студенты и выпускники всегда ведут себя достойно.
Говорю: оторвитесь от этих гаджетов, смотрите правильные программы, занимайтесь своим развитием. Мне 62 года, я могу отжаться больше любого студента – 100 раз, потому что отжимаюсь каждый день. Я всю жизнь занимаюсь спортом: плавание, бокс, карате, у меня есть спортивные разряды.
Будущее – в энергии и энтузиазме молодых. Говорю молодёжи: «Не допускайте наших ошибок». Где-то мы впустую потратили время.
– А что бы вы изменили в своей жизни, если бы была возможность вернуться назад?
– Я пошёл бы по тому же пути, только больше занимался музыкой, учил бы языки, путешествовал. Я закончил Алматинскую консерваторию по отделению музыковедение. На факультете был единственным парнем среди 100 девушек. Это редкая, одна из самых сложнейших специальностей, нужно знать досконально историю, теорию музыки. Мы – музыкальные критики, можем дать оценку любому исполнению, поэтому нас немного побаиваются на концертах.
Вы знаете, что все пятеро детей Ахмета Жубанова – академики и доктора наук? Меня принимала в консерваторию Газиза Жубанова, мы разговаривали полчаса, пили кофе, я помню каждое её слово. Она меня воодушевила и вдохновила на поступление. Я же был после армии, там служил механиком-водителем БМП. За два года службы забыл всё, что проходил в музыкальном училище. Газиза Жубанова хотела, чтобы я защитил диссертацию, работал в консерватории. Наверное, я не оправдал её надежды. В девяностые не пошёл в аспирантуру, а остался в Актобе. Такова моя миссия. Не всем быть композиторами, докторами наук, кто-то должен поднимать культуру в глубинке. Я надеюсь, что у меня это получается.