Зависшее образование
– Проблема в том, что в школе ничего не успели подготовить для открытия дежурных групп, – рассказал он корреспонденту «Эврики». – И это вина не руководства учебного заведения или учителей, это проблема министерства образования, откуда прислали санитарные нормы только 30 августа.
Вот уже неделю у Яна не было уроков. Ни реальных, ни дистанционных. Обещанных дежурных классов нет, так ещё и программы, по которым должны заниматься первоклашки, не работают. Система «BilimLend» не выдержала перегрузок – вместо заданий на компьютере отображается пустой экран. Не получается у родителей войти и в «Zoom». Система конференций «пускает» только 5 учеников, 6-й и все остальные (а в классе около 40 детишек) пока остаются за бортом отечественного образования.
– Мы проживаем за городом, интернет у нас слабый, – говорит Андрей. – Заниматься дистанционно вряд ли сможем. Общаюсь в родительском чате, все в растерянности. У многих по двое-трое школьников, не у всех есть возможность обеспечить детей планшетами или компьютерами. Надеемся, что скоро откроют обещанные классы.
СТРАДАЕТ РУССКАЯ ШКОЛА. Учителя и рады бы сказать всё, что думают о современной системе образования, но боятся. Опытные педагоги мечтают работать в прежнем (нормальном) режиме.
– Первоклассника нельзя обучать через компьютер! – высказывает своё мнение одна из опытных педагогов. – У малышей развито наглядное образное мышление: им нужно воспринимать голос учителя, они ждут, чтобы их похвалили, поправили. В первый год важно «поставить руку» для письма – мы подходим, поправляем. Опять же, важен образ преподавателя у доски. Это запоминается навсегда. Сейчас учителя сидят дома, используя для передачи информации площадки, которые нам предлагают. Где-то виснет, выбивает… Это такое напряжение и стресс как для учителя, так и для учеников.
Школа-гимназия №17 славится своими сильными кадрами. В том числе и в начальном звене. А вот их-то сейчас и не хватает.
– По положению министерства, педагог может вести одну группу дежурную, одну группу дистанционно или, если весь класс идёт в дежурный класс, тогда 2 группы по 15 человек, – заявил директор учебного заведения Амангельды УНГАРБАЕВ. – У меня сейчас в начальном блоке 7 педагогов ведут по 2 класса, так как ни университет Жубанова, ни гуманитарный колледж не выпускают учителей начальных классов именно русской школы.
ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ ТАМ… Предвидя предстоящие возможные проблемы, в министерстве образования и науки ещё в середине июля заявили о понимании сложностей родителям первоклашек. Тогда же в ведомстве заговорили о создании дежурных групп в школах.
– Учитывая возрастные особенности наших детей, учитывая, что они находятся на начальном этапе и у них до сих пор ещё не сформированы навыки самоорганизации и самообучения, нами предоставляется возможность обеспечить функционирование во всех организациях образования дежурных классов, – заявил министр образования и науки РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. – Для этого необходимо, чтобы родители сказали, учитывая всю обстановку, зная, что есть угрозы, тем не менее, изъявляют желание, чтобы ребёнок учился в школе. Будет реализован принцип «один класс – один учитель». Для первых классов особенно сложно учиться в дистанционном формате. Мы понимаем тех родителей, которые обеспокоены этим вопросом.
ОТРЕМОНТИРУЕМ. К ОСЕНИ… Как оказалось, ученики 17-й школы – не единственные, кто не смог пойти в дежурные классы. В отделе образования Актобе прокомментировали, что ещё в трёх школах (24-й, 33-й, 42-й) они не были открыты. Кроме того, ещё в некоторых учебных заведениях до сих пор не закончили ремонт.
Больше четырёх десятков лет СШ №26 не знала капитального ремонта. В мае рабочая бригада приступила к обновлению учебного заведения, однако к началу учебного года выполнить все необходимые работы не успела.
– С одной стороны, нас радует, что школа обновится, а с другой – огорчают темпы работы подрядчиков, – поясняет директор школы Лаззат ТАЖИБАЕВА. – Это основная причина того, что мы не смогли открыть дежурные классы в нашей школе.
Понимая, что первоклассникам на начальном этапе достаточно сложно адаптироваться ко всему, руководство СШ №40 пошло навстречу своим коллегам: в этом учебном заведении для части школьников первого класса из 26-й школы будут открыты дежурные группы по 15 человек в каждой. Предполагается такой вариант до конца первой четверти. Остальных ждёт дистанционное обучение.
Кстати, проблемы с дефицитом педагогов начальных классов в СШ №26 также имеются.
Здоровье для актюбинки Камиллы ДЮЛЬГЕР – на первом месте. Поэтому мать трёх дочерей выбирала дистанционное обучение. Благо, учитель в 26-й школе оказался выше всяких похвал:
– У нас замечательная учительница! Старшая дочь занималась у неё, теперь вот средняя пошла в первый класс. Я за «живое» обучение, но здоровье сейчас важнее – лучше подождать, потерпеть. Опять же, всё зависит от педагога: доступное объяснение предмета, способность завлечь ребёнка, привить тягу к знаниям – дано не каждому. Поэтому мы пока отказались от дежурных классов и занимаемся дома. Тяжело, но мы поддерживаем друг друга. Объясняем, помогаем. Но постоянно так быть не должно! Ребёнок должен быть в обществе сверстников, учить предметы не через компьютер или гаджеты.
Интересно, что ещё пару недель назад руководитель областного управления образования Лаззат УРАЗБАЕВА говорила о недостатках в образовании:
– Мы учли все ошибки, замечания и пожелания родителей по итогам четвёртой четверти. Всё лето готовили школы, проводили ремонт, закупали санитарные средства. Педагоги прошли курсы по преподаванию в новом формате. Надеюсь, трудностей не возникнет.