Всё будет, но потом
Недавно в Актобе побывал президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Визит был небольшим, но его хватило, чтобы глава страны, впечатлённый актюбинскими дорогами, велел акимату области срочно решить проблему.
– То есть до 2025 года нужно привести в порядок все автодороги республиканского и местного значения! – велел Касым-Жомарт Токаев. – Эта задача большая, но имеет стратегический характер. В этом направлении уже начата реконструкция дороги Актобе-Атырау, в то же время в связи с возросшим грузопотоком и транзитом важно ускорить реконструкцию участка Актобе-Кандыагаш, а также предусмотреть реконструкцию дорог Актобе-Хромтау, Кандыагаш-Шалкар-Иргиз в рамках разрабатываемой программы «Нурлы жол» до 2025 года. Нужно принять меры по ускорению финансирования данных проектов. Это моё поручение правительству.
Местные чиновники замечание учли и поспешили срочно отчитаться. Они же не сидят сложа руки, а дело делают. Планы у дорожников грандиозные и расписаны на несколько лет вперёд. Что любопытно, они уверены, что запланированные сделки в любом случае примут для них положительный оборот.
Ждите 2020-го
Одним из самых крупных запланированных проектов является строительство автомобильной дороги Актобе-Атырау-граница РФ (Астрахань) – всего 330 километров. Актюбинцам, пожалуй, важнее всего, чтобы как можно быстрее закончился ремонт участка Актобе-Кандыагаш длиной 89 километров. Реализация проекта была одобрена ещё в сентябре 2018-го, в октябре 2019-го только планируется подписать бумаги с Азиатским Банком Развития для одобрения негосударственного займа…
А полномасштабные строительные работы начнутся лишь в 2020-м году.
– Действительно, в данный момент состояние дороги, можно сказать, неудовлетворительное, – согласился директор Актюбинского областного филиала АО «КазАвтоЖол» Марат МАХАМБЕТОВ. – Дорога была построена в 60-70-х годах. Вы сами знаете, что сегодня это газоносные и нефтеносные районы. Интенсивность движения очень высокая. Случаются ДТП, машины ломаются.
И про скот не забудем
Дорога, о которой идёт речь, будет проходить по центру Бестамака к Алге, далее в обход Алги и в обход Кандыагаша. Обход Кандыагаша, уверяют в «КазАвтоЖоле», уже строится. Дорожники обещают оборудовать освещение и барьерные ограждения по международному стандарту. Если работы начнутся по плану в 2020-м году, в 2023-м году они только завершатся.
Если исходить из проектной документации, на строительство 89 километров дороги Актобе-Кандыагаш потребуется где-то 65 миллиардов тенге: 1 километр хорошей трассы стоит примерно 400-450 миллионов тенге.
– Будут строиться мосты, обход Алги, появится путепровод через железную дорогу, несколько развязок. Возле населённых пунктов построим скотопрогоны, чтобы скот где-нибудь переходил дорогу, – перечислил представитель «КазАвтоЖол».
В Астану да поскорее
Также руководство региона решилось взяться за реконструкцию коридора Западная Европа – Западный Китай. В частности, они запланировали реконструкцию дороги Актобе-Хромтау-Карабутак. Правда, реконструкция эта стартует нескоро, в 2021-м году. А в 2025-м году закончится, если всё пойдёт по плану.
Отдельно прорабатывается вопрос о ремонте дороги на столицу.
– Сейчас делается ПСД автодороги Центр-Запад, – рассказал Марат Махамбетов. – Она соединяет Астану, Аркалык, Торгай, Иргиз, Шалкар, Эмбу и Кандыагаш. Это самый плохой участок дороги на сегодняшний день. Строительством дороги Центр-Запад мы займёмся после завершения работ на Актобе-Атырау. В результате дорога до Астаны будет укорочена примерно на 200 километров. Сейчас водители ездят через Карабутак, Комсомол и выезжают в Костанайскую область, а будут – через Иргиз.
Одним словом, планы грандиозные. Планируется даже дорогу Актобе-Орск завершить. Дорожники говорят, что и там трасса будет нормальная, особенно если по ней большегрузные машины ходить не будут. Легковушки – пожалуйста, а грузовики асфальт ой как портят. Не успеешь запланировать новый ремонт, а старый асфальт уже полностью в ямах и дырах.