ДЕРЖИ ЕГО, ПРИСТАВУЧЕГО!
На прошлой неделе аким Астаны Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ кинул клич, дескать, пора приструнить наглых нелегальных таксистов в столице (они же «бомбилы», они же «бордюрщики») да покончить со стихийными стоянками извозчиков подпольных. Ату их! Ну–ка, рейдом их, рейдом недельным, чтобы неповадно было!
Как результат, доблестные полицейские составили более 400 административных протоколов за … назойливое приставание к гражданам в общественных местах (по статье 449 КоАП РК). За это нарушителям светит от 5 МРП до 10 МРП. Или даже за решётку упекут аж на 5 суток! Это уже зависит от того, сколько раз попался. 1 МРП=2.121 тенге на 2016 год.
Но дело, честно говоря, вот в чём. По такой же статье можно привлечь к ответственности уличных гадалок и попрошаек, которые угрожают в основном безопасности кошелька доверчивых и сердобольных граждан.
В случае же с таксистами–нелегалами, кроме незаконного предпринимательства, в первую очередь возникает вопрос безопасности пассажира. А это, по всей видимости, чиновников мало волнует. Вся комичность ситуации заключается в том, что да, контроль со стороны госорганов по вопросам безопасности движения и предрейсового медицинского осмотра водителей есть. Но это касается лишь официально зарегистрированных перевозчиков. Абсурдно, не правда ли?
БЕГ ПО КРУГУ
Чем больше я задавал вопросов представителям различных государственных органов, тем больше убеждался в том, что решение проблемы с нелегальным извозом займёт примерно столько же времени, сколько путешествие ползком до Китая.
Казалось бы, есть транспортные контролирующие органы, есть налоговики. Хлоп, хлоп – и в дамки! Ан нет. Не всё так просто.
– Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации – это нарушение закона, – говорит руководитель управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по Актюбинской области Гульмира АРЫСПАЕВА. – Ведь бюджет недополучает из–за этого налогов. Физическое лицо должно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, если получает доход от своей деятельности свыше 274.308 тенге в год (12 минимальных заработных плат). Есть у нас мобильные группы, которые выходят в рейды по выявлению незаконных предпринимателей. Но просто так в рейд не выйдешь. Он должен быть санкционирован прокурором. И для этого должны быть веские основания.
По сути, вдруг возникший ларёк выявить гораздо проще, чем «мобилу–бомбилу». Но если его и выявили на законных основаниях, то сначала выпишут уведомление, дескать, гражданин, давай дружить – вставай на учёт в налоговую.
В общем, посоветовали мне налоговики в транспортной инспекции правду искать.
НА НЕТ И СУДА НЕТ
Транспортники посетовали, мол, сейчас это уже не их прерогатива – отлавливать «бордюрщиков». А вот раньше, бывало…
– Контроль за пассажирскими перевозками передан в компетенцию органов внутренних дел с августа 2013 года, – поясняет руководитель отдела контроля на автомобильном транспорте инспекции транспортного контроля по Актюбинской области Ерулан КУРМАНИЯЗОВ. – У нас даже нет сейчас права остановки любого транспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки. Мы имеем право лишь проводить плановые проверки только официально зарегистрированных субъектов предпринимательства. Тех, которые подали уведомление в городской отдел ЖКХ о занятии пассажирскими перевозками, мы проверяем выборочно. На соблюдение условий перевозки пассажиров и багажа. Естественно, это касается и безопасности транспортного средства, и перевозок на нём.
Собственно, сейчас к «бордюрщикам» транспортники при всём своём желании докопаться не могут. По словам одного знакомого транспортника в прошлом, ещё несколько лет тому назад его ведомство охотилось за «бомбилами» с чувством, с толком, с расстановкой. Целые детективные истории.
ОПЕРАЦИЯ «СОСЕДИ»
– Ты понимаешь, что очень трудно доказательную базу собрать на таксиста–нелегала. Трудно, но можно, – утверждает бывший сотрудник транспортной инспекции Аскар (имя изменено). – Приходилось прямо в детективов играть. Один раз такого вот «хлопнули» мы на «привокзалке». А он: мол, соседей своих на «птичку» везу. Все же знают, что он «бордюрщик». А пассажиры давай кивать, знаем мы его, дескать, по–соседски нас домой абсолютно бесплатно везёт. Что делать? На нет и суда нет. Но решили мы его на чистую воду вывести. Сняли квартиру возле вокзала, чтобы окна на площадь выходили, аккурат на место стоянки этого «бомбилы». Там, брат, такая мафия, что у каждого таксиста своё место – чужих не пустят. Ну и в течение нескольких дней мы его «пасли» и на видео всех «соседей» записали. Потом «хлопнули». Он опять старую песню запел, только на этот раз родственников с поезда встречал. Мы его к себе пригласили в транспортную инспекцию и кино показали – давай, дорогой, рассказывай, сколько ты родственников и соседей целую неделю по несколько раз за день перевозил. Деваться ему некуда – против фактов не попрёшь. Мы ему штраф и оформили на месте – получи и распишись! А сейчас всё через суд делается. Я тебе честно скажу, раньше у нас было три мобильных поста. Не густо, но мы целенаправленно эту работу вели, и «бордюрщики» нас шугались. А сейчас полиции эти функции отдали. Да, там нарядов 50 за раз выезжает. Но для них что главное? С преступностью бороться да за правилами на дорогах смотреть. А таксисты–нелегалы уже на втором плане. Если, конечно, какой рейд проводят, тогда да, гоняют так, что шум стоит. А потом всё опять по–старому. Они ж как воробьи на хлебном поле, пока руками машешь, улетают. Только отвернулся – уже тут как тут.
ПОКА НЕ ГУСТО
С 1 января в нашем городе заработала местная полицейская служба. Ничего сверхъестественного при этом не произошло. А что, доблестные стражи порядка, гоняете ли вы «бомбил»?
– За два месяца выявлено 27 фактов нелегальных перевозок такси. Материалы направлены на рассмотрение в суд, – рассказывает начальник отделения организации надзора за дорожным движением МПС ДВД Актюбинской области Абай ЖУАСОВ. – За январь–февраль случаев ДТП с участием нелегальных такси у нас не выявлено. В прошлом году погибли 9 пассажиров нелегальных такси. Выявление нелегальных таксистов у нас ведётся при повседневном надзоре. Эта задача всегда ставится на разводе перед началом несения службы. Ну, а как выявляем… Есть свои профессиональные секреты. Есть сложность при сборе доказательной базы. Нашими сотрудниками используются носимые видеожетоны, есть ещё некоторые нюансы. Если случай нелицензированного извоза выявлен, то никакого предупреждения. Водитель привлекается к ответственности по статье 403, часть 1 КоАП РК. По решению суда ему грозит штраф 10 МРП. При повторном привлечении в течение года – 30 МРП. Водительское удостоверение при этом не изымается. Все рейдовые мероприятия проводятся с участием налоговых органов и транспортного контроля. Мы взаимодействуем в этом вопросе с областным управлением пассажирского транспорта.
КОТ В МЕШКЕ
Руководители таксопарков, информационно–диспетчерских служб такси как раз таки «бордюрщиков» своими прямыми конкурентами не считают. Есть у них другая головная боль.
– Недавно я был на совещании в министерстве по инвестициям и развитию РК. В комитете по транспорту собрали руководителей крупных диспетчерских служб и таксопарков. Мы рассматривали вопрос, насколько нелегальные таксисты мешают законному бизнесу в секторе пассажирских перевозок. Мы, согласно закону, заключаем договоры с индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешение на осуществление пассажирских перевозок, – объясняет генеральный директор службы «Такси Сити» по Казахстану Мади КЫЗДАРКУЛОВ. – Года два назад мы боролись с «бордюрщиками» тем, что приглашали их к себе на легальную работу. Стимулировали – был человек, который помогал решать все организационные вопросы. А сейчас это стало бесполезно. Почему? Наступило время мобильных приложений. В Казахстан вошло приложение «Индрайвер такси». Там может зарегистрироваться любой человек, имеющий автотранспорт. Причём под любым ником или левым именем. При этом никаких документов там не требуется. Никаких тебе налоговых отчислений, никакого контроля. Для клиента хорошо только в одном случае – он сам устанавливает цену. А минус – это «кот в мешке». Никто не может гарантировать качество предоставляемой услуги и безопасность. Неизвестно, какая машина приедет, и неизвестно, кто будет сидеть за рулём.
БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ
По словам Мади Амантаевича, в его службе (а она работает в семи крупнейших городах Казахстана, включая Астану, Алматы и Актобе) существует жёсткая система контроля. Перед тем, как заключить договор с перевозчиком, у него запрашивается весь пакет документов, регламентируемый законом «О пассажирских перевозках». Также требуются справки из ЦОНа о несудимости, из психоневрологического и наркологического диспансеров о не состоянии на учёте.
– Мы должны быть уверенными, что человек, работающий с людьми, адекватен, – продолжает Кыздаркулов. – В последнее время многие отказываются от работы в официальных службах такси именно из–за «Индрайвера». Её закачиваешь и всё. Люди так и рассуждают: мол, зачем платить налоги? Чем мы можем их ещё заинтересовать? Раньше мы ещё как боролись с «бордюрщиками»? У нас были цены ниже, потому что наш водитель без заказов не оставался. А «бордюрщик» ехал в один конец с пассажиром, как правило, обратно возвращался пустым. Поэтому, если наш водитель, например, из определённой точки на ЖД вокзал ехал за 300 тенге, то нелегал – за 500–600. А сейчас всё изменилось с приходом мобильного приложения для такси. И многие «бордюрщики» перешли уже на это приложение.
ВРЕМЕНА НЕ ТЕ
Одной из первых служб такси, появившейся в нашем городе, стала «004 «Планета». Сейчас, правда, организация отказалась по некоторым причинам от деятельности такси, но грузовыми и пассажирскими перевозками занимается по заказу. Немного и название фирмы изменилось.
– Я в советское время работал водителем в автобусном парке и прекрасно знаю, что такое пассажирские перевозки и обеспечение их безопасности, – заверяет директор ТОО «Авто Планета Транс» Александр ТУРИЩЕВ. – Пассажирские перевозки обязательно должны быть под контролем государства. На первом плане всегда должна стоять безопасность пассажиров. В те времена, не дай Бог, если раньше времени дверь открыл или тронулся – премии лишали. Это в лучшем случае. Служба безопасности движения постоянно контролировала на линии. «Бордюрщики» были всегда с момента развала СССР. Наша служба такси появилась в 2001 году. У меня было всё, как положено: были заключены договоры с медиком, механиком. Машины на линию выходили чистыми и исправными. Я надеялся, что государство возьмёт на себя контроль над такси. Было время, когда транспортный контроль взялся наводить порядок. Слава Богу, что отменили патент на такси, который мог получить абсолютно любой желающий. А когда транспортники, которые как–то ситуацию отслеживали, отдали свои полномочия по контролю над такси полицейским, то в то же время я закрыл свою службу такси. А смысл мне было к своим водителям предъявлять жёсткие требования, когда вокруг бардак? У нас открывались подобия таксопарков, но они «умирали» из–за непомерного плана.
Как объясняет Александр Валентинович, в этих службах водителям обещали после определённой отработки отдавать автомобили им в частную собственность. Но, чтобы выполнить план, машины приходилось убивать в самом прямом смысле. Через год с небольшим они уже были развалюхами.
БОРДЮРНАЯ МАФИЯ
Количество «бордюрщиков» в нашем городе довольно высоко. Наверное, не от хорошей жизни. Давайте смотреть правде в лицо. Люди зачастую идут таксовать, чтобы выжить, ибо сверхъестественных прорывных проектов с созданием тысяч рабочих мест в Актобе нет. До сих пор для многих основное поле заработка – базар–вокзал. То есть, торговля и такси.
Нелегальное такси – это целая мафия. Нельзя таксисту из одного клана стоять на месте другого. Убить не убьют, но каку сделают хорошую, что сам потом там появляться не захочешь. Да просто не пустят встать к себе на пятак. Город уже давно поделён на сектора. Это уже для многих семейный бизнес. Чужих туда не пустят. Как тут не вспомнить голливудские фильмы об итальянских мафиозных кланах–семьях.
Есть такой пятачок возле бывшего кинотеатра «Казахстан». Не столь рыбное место, как на вокзале или возле рынка «Шыгыс», но в своё время прикормленное. В конце 90–х прошлого века в подвальчике бывшего кинотеатра располагался пивной ресторанчик «Старо Брно» с отменным чешским пивом и прекрасной кухней. Многие деликатесы поставлялись напрямую из–за границы. Поэтому посещали это место иностранцы. Так что таксовать там было довольно прибыльно (плюс ко всему ночью работников ресторана развозили). Сейчас не такое это уже и знаковое место, но чужаков там нет, а многие на пятаке стоят ещё с тех самых 90–х годов.
– Я хотел уйти с бордюра и получить официальное разрешение на занятие извозом. Мне предложили бесплатно заключить договор с акиматом. Но к договору ты должен приложить патент, договоры с поликлиникой и со станцией техобслуживания. А ты представь себе, во что мне выйдет договор с поликлиникой и с мелкосрочкой на ежедневное обслуживание?– эмоционально рассуждает Дмитрий. – А ещё надо изготовить типографским способом бланки путёвок, печать нужна. Если уйти в службу такси, то за месяц там отдашь не меньше 30.000 тенге. За эти деньги охранник целый месяц пашет. Мне это надо, работать на своей машине и кому–то ещё деньги отдавать? У всех, кто здесь стоит, машины взяты в кредит. 7 из 10 в январе просили у банка отсрочки платежа – денег нет. Не такая уж это и сладкая работа, частный извоз. Интернет–такси ещё нам дорогу переходят. Дайте людям нормальную работу, и они не будут таксовать. Мы вот с мужиками болтаем, и все за это. Но ведь нет нормальной работы, а кормить семьи надо. Вон, видишь, пацан молодой стоит. Вторую неделю у нас работает на пятаке. Пошёл в службу такси на план – ему 5.000 в день заломили. А я, бывает, в день столько могу не заработать. Вот он помыкался, на дядю несколько дней погорбатился и плюнул на всё. Слава Богу, у меня ещё одна точка есть возле ТД «Айна». А так в других местах мне не дадут взять пассажиров.
Мешают ли вам «бордюрщики»?
| |
Сергей Михайлович, инженер–механик:
От человека всё зависит. Независимо от того, таксует он или нет. От его культуры и воспитания. Я никогда не встану так, чтобы кому–то мешать. И самому будет беспрепятственный выезд, и другим нормально будет. Вы посмотрите, что сейчас в целом на дорогах творится!
|
|
| |
Пётр Иванович, водитель:
А как ещё по–другому выживать, если работы нет? Не от хорошей жизни человек на бордюре стоит. Прежде чем что–то требовать, надо создать условия. Когда в городе появится достаточное количество парковок, а люди будут обеспечены работой, вот тогда и можно будет спрашивать с них.
|
|
| |
Марат, специалист ж.–д. транспорта:
Мне не мешают абсолютно. Плохо, конечно, что на автобусных остановках они стоят. А так даже удобно – в любом месте можно такси взять, только руку подними.
|
|
| |
Марина Владимировна, жительница Актобе:
Нелегальные такси – это уже небезопасно. Никакого контроля. Очень жалко, что нет того таксопарка, который был в советское время.
|
|
| |
Александр Михайлович, сотрудник банка:
Вообще «бордюрщики» – это неправильно. О какой безопасности может идти речь? Самое дорогое – это жизнь человека.
|
|
| |
Роза Балдыгарина, краевед:
Нелегальные таксисты, думаю, всё–таки мешают. Не очень приятно, когда создаются стихийные стоянки, особенно во дворах многоэтажных жилых домов. Да везде они могут быть в нарушение всех принятых правил. Было бы неплохо, если бы у нас был один таксопарк, как в старые времена.
|
Владимир БУРЬЯНОВ,