Вернуть город человеку
– Я родился в этом городе 6 ноября 1963 года. Посмотрите мою биографию – там написано. Здесь я учился, здесь прошли годы моего становления. В 2006-м уехал по службе в Астану. И когда вернулся в 2019-м, увидел большой, динамично развивающийся город.
Есть желание восстановить на более качественном уровне те приятные сердцу уголки, которые дороги для любого актюбинца. И, вместе с тем, жилым массивам, что возникли за последние годы, придать современный вид. Дело в том, что урбанистические требования сейчас достаточно серьёзные. У нас вообще была проблема (отчасти мы её решаем) с состоянием наших улиц. Я имею в виду их асфальтовое покрытие.
Но когда ты делаешь благое дело, в соцсетях идёт комментарий: «Актобе – город только для автомобилистов. Про простых пешеходов не думают».
Город должен быть достаточно полицентричным, чтобы всё было в шаговой доступности для каждого жителя города. Город вырос в разы, если сравнить с 1991 годом. В 2 раза выросло население только по официальным данным. С одной стороны, это приятно. И когда кто-то занимается нытьём: «Город такой-сякой», коренные жители Актобе так не говорят. При этом я всегда говорю: «Слушайте, если он такой плохой, почему вы к нему, как мухи на мёд, слетаетесь? Наверное, не самый плохой город на земле. Значит, что-то вас привлекает сюда из других регионов».
«Когда человек видит грязь и лужи, он начинает требовать дороги и тротуары»
– Город разросся, параллельно возникло очень много проблем. Это неизбежно. Но он должен соответствовать современным требованиям. Многие жилые массивы не обеспечены инфраструктурой: как инженерной, так и социальной. Многие обращаются ко мне: «Мы получили земельный участок, а до сих пор нет ни газа, ни электричества, ни воды».
Когда ты решаешь вопрос с газом и электричеством, сразу встаёт вопрос улиц и дорог. Это нормально для любого нормального человека. Сейчас ему нужно благоустроенное собственное жильё. Туда должны быть поданы тепло, свет и вода. Как только у себя дома навёл порядок, человек начинает смотреть по сторонам. Он видит грязь, лужи и начинает требовать дороги и тротуары. Как только ты наводишь порядок, он сразу потребует: «Где досуг для моих детей? Где мы с семьёй можем вечером прогуляться?». То есть, социальная инфраструктура выходит на первый план.
Очень приятно, что сейчас многие родители хотят, чтобы их дети ходили на танцевальные кружки, занимались рисованием или спортом. Многие интересуются робототехникой. Это нормально, потребности любого нормального человека. А наша задача – отвечать этим требованиям.
И в этом отношении мы как раз и поставим задачу: максимально вернуть город человеку, нашему горожанину. Это – сверхзадача, и, быть может, она будет решена не на нашем веку. Но кто-то ведь должен начать.
«Парадокс: за счёт бюджета можно покрасить фасад, а отремонтировать крышу – нет»
– Моя задача: как сохранить, так и приумножить достояние города. Старая архитектура сохранена у нас в Жилгородке, Авиагородке и старой части города. У нас есть единомышленники и неравнодушные горожане. Например, «Казхром» и его президент Арман Бекетович Есенжулов. И мы их попросили: «Давайте насчёт Жилгородка посмотрим. Это ведь традиционный район, где жили заводчане». И они повернулись лицом к этой проблеме и начали финансировать со своей стороны реорганизацию Жилгородка, мы – со своей. Потому что там всё-таки частные строения. Бюджет может финансировать покраску фасада, а ремонт крыши (вот парадокс!) – не имеет права.
Я думаю, что вам всем нравится, что получилось в Жилгородке. Многие мои коллеги, аким города, его заместители вкладывали душу. Они молодые люди, им нравится обустраивать город.
«В «Батысе» нужны ещё школы»
– В «Нур-Сити» планируем построить 2 физкультурно-оздоровительных комплекса (один – с бассейном). Заложили средства на строительство внешкольных учреждений. Представьте себе мамашу, которая тащит детей в «Батыс» на какой-нибудь кружок. Ей 2 часа нужно будет добираться на перекладных. Естественно, таких объектов, начиная со следующего года, мы планируем построить немало.
Такая же проблема, как ни странно, и на «Батысе». В этом году, благодаря частному инвестору, мы построили частную школу «Билим». При этом она разгрузила только одну близлежащую школу. Требуются ещё учебные заведения.
«Наверное, там родственники акима живут»
– Горожане начали нас (в хорошем смысле слова) теребить, требуя продолжить работу по благоустройству города. Понятное дело – обижаются, но мы же не можем в одночасье заасфальтировать все дворы. «А, наверное, там родственники акима области живут», – считают некоторые. Или что-то ещё в этом роде. Куча домыслов.
Я всегда отвечаю: «В нашей области – 900.000 жителей. И вы все для меня одинаковы. Для меня проблема шалкарского Бозоя или байганинского Оймауыта, или «Нур-Сити» – они все одинаковые».
Мы постараемся восстановить и придать новый облик тем местам, что раньше были, и разросшиеся жилые массивы требуют строительства новых объектов.
Кстати, мы поставили достаточно амбициозную задачу по строительству велодорожек – 52 километра хотим проложить. Говорят: зачем тратить деньги на это? Мы хотим, чтобы появилась новая, нормальная культурная среда. Во всём мире многие ездят на работу или учёбу именно на велосипеде.
В общественных перевозках тоже произошли определённые изменения.
Во-первых, поэтапно внедрили электронное билетирование.
Во-вторых, осуществили льготирование проезда для определённых слоёв населения.
В-третьих, производим субсидирование социально значимых маршрутов.
Когда эти вопросы были сняты, вы увидели новые автобусы. При этом старые перевозчики тоже вытащили из загашников свои новые большие автобусы.
Мы ждём прибытия ещё одной партии новых автобусов. Если честно, мы замахнулись на 500, но если мы в реальности ещё 250-300 получим, то масса маршрутов «закроется» комфортабельным транспортом. При этом ещё добавятся новые маршруты.