Важнейшая городская артерия
На протяжении всего 2020 года в Актобе проводился беспрецедентно масштабный ремонт дорог. Планировалось привести в порядок больше 90 улиц, причём некоторые из них не обновлялись уже десятки лет. Благодаря верному планированию и экономии бюджетных средств число отремонтированных участков уже превысило сотню.
Пока шёл ремонт, горожанам пришлось столкнуться с некоторыми вынужденными трудностями при передвижении по Актобе. Чтобы избежать массовых пробок и возможных аварийных ситуаций, руководством города было принято решение открыть движение машин по проспекту Санкибай батыра, где по-прежнему ведутся работы. Но всё, что осталось сделать, как утверждают подрядчики, можно завершить, и не перекрывая дорог.
Протяжённость ремонтируемого участка составила 3,3 километра, в рамках «Дорожной карты занятости» проект обошёлся бюджету в 1,5 миллиарда тенге. Ранее на проспекте Санкибай батыра движение было двухполосным, не хватало светофоров. Сейчас дорожное полотно расширили до 4 и – местами – 6 полос, его ширина составляет 15-22 метров. Ведутся работы по установке освещения и пешеходных переходов.
Раньше срока
В открытии движения по одной из главных городских артерий приняли участие аким Актобе Асхат ШАХАРОВ и глава региона Ондасын УРАЗАЛИН. Они побеседовали с представителями подрядчиков и жителями ближайших домов, изучили качество дорожного полотна и отметили, что за минувшие месяцы была проведена большая работа.
Со строительством подрядчик (ТОО «АссанаДорСтрой») справился даже раньше срока.
– Реконструкция данного участка была начата в мае 2020 года, – говорит Ондасын Уразалин. – По соглашению с подрядной организацией, проект должен был быть полностью завершён в декабре. Но для удобства водителей я поручил ускорить ремонт и закончить объект раньше указанной в соглашении даты. Работы велись под строгим контролем и с соблюдением всех технических требований.
Со знаком качества
О том, что все нормы соблюдены, могут рассказать и представители специальной национальной лаборатории, которая регулярно проверяла качество асфальта на всех этапах не только на проспекте Санкибай батыра, но и на всех ремонтируемых участках. Если бы показатели не дотягивали до нормы, подрядчикам бы тут же пришлось класть асфальт заново, причём за свой собственный счёт. Только после того, как лаборатория выносит заключение, что дорога качественная и прослужит долго, работу сдают в эксплуатацию и оплачивают. Считается, что это поможет повысить качество дорог в Актобе.
Так что главные неудобства, которые могли возникнуть в связи с затянувшимся ремонтом, – это неудобство актюбинцев, что были вынуждены несколько месяцев передвигаться в объезд. Но и эта проблема уже решена. А строительство тротуаров и освещение будут окончательно проведены на участке уже к 25 ноября.
Полиция даёт «добро»
Аким города Асхат Шахаров доложил, что все работы по проспекту Санкибай батыра уже завершены на 95%. Дело осталось за малым: проложить брусчатку на тротуарах, нанести разметку, закончить работу на оставшихся съездах. Но техническая служба департамента полиции уже в любом случае дала добро на передвижение транспорта.
– В этом году мы провели беспрецедентные работы по ремонту, восстановлению и реконструкции наших улиц для того, чтобы решить кардинальным образом самые наболевшие проблемы, – сообщил Ондасын Уразалин. – Весной мы слышали очень много замечаний, нареканий и недовольства, когда ездили по улицам города. Тогда я сказал, что нужно сделать максимум, чтобы всё исправить. Конечно, за один год невозможно всё решить. Аким города уже докладывал мне, что планировали отремонтировать 97 улиц, но уже превысили этот показатель. На следующий год работы продолжим.
Критика – это нормально
Открытие проспекта Санкибай батыра позволило разгрузить соседние участки. Качество ремонта держалось на постоянном контроле, поэтому асфальт не должен растаять по весне, как любят шутить актюбинцы.
Занимаются ремонтом городских дорог местные подрядчики. Сообщается, что в рамках государственной программы были созданы сотни рабочих мест. Те, кто работал на объектах в нынешнем сезоне, в 2021 году снова будут трудоустроены, а, значит, без заработка не останутся. Ведь работы впереди очень много – на очереди и другие улицы, вызывающие недовольство у горожан.
Впрочем, к критике нынешнее руководство города и области относится лояльно и с пониманием.
– Мы не раз слышали нарекания со стороны населения, критика была достаточно справедливой, – отмечает Ондасын Уразалин. – Люди поднимают значимые социальные вопросы, это нормальный процесс. Нам не всегда удавалось на критику реагировать, но не в этом году. Благодаря поручению главы государства, правительством были выделены значительные средства по программе «Дорожная карта занятости», дополнительно нам удалось изыскать резервы из областного бюджета. Мы постарались сдержать данное весной слово, а насколько это получилось – судить актюбинцам.
Грандиозные планы
Какие улицы будут отремонтированы в Актобе в следующем году, станет известно после формирования городского бюджета. Охватить всё и сразу невозможно ни физически, ни финансово, но по мере возможности в ближайшие годы все актюбинские улицы будут приведены в порядок.
Значительный акцент также планируется делать на благо-устройство Актобе.
– Будем детально и плотно подходить к благоустройству наших дворов, скверов и парков, озеленению города, – рассказал Ондасын Уразалин. – В 2020 году пробно уже сделали ремонт в нескольких дворах, продолжим работать и дальше. К нам поступает очень много вопросов о стыках на дорогах, это обязательно исправим.
– На следующий годы мы с коллегами уже готовим проекты, – добавил Асхат Шахаров. – В списке уже где-то 40 улиц. Дворы планируется благоустроить в Жилгородке, старой части города, 8-м микрорайоне, от проспекта Абилкайыр хана до улицы Тургенева. Составляем проектно-сметную документацию.
Год улиц и парков
Отдельный вопрос – создание специальных велодорожек. Изначально их также планировали проложить вдоль проспекта Санкибай батыра, но в итоге, как рассказали в акимате, от проекта пришлось отказаться. Представители акимата посоветовались с местными жителями, изучили участок и пришли к выводу, что для велодорожек придётся избавляться от зелёных насаждений, а этого очень не хотелось бы делать. Поэтому сейчас разрабатывается новый проект.
– Мы уже сделали проектно-сметную документацию на 52 километра велодорожек, – доложил Асхат Шахаров. – Не знаю, закончим мы эти работы в один год или нет, но всё равно начнём.
Такое решение поддержал и глава региона.
– Надо начинать строить велодорожки. Да, поначалу будет масса нареканий, связанных с переходами и бордюрами, но это новая культура, её надо внедрять. Следующий год – это год улиц, парков, скверов и велодорожек, – заключил Ондасын Уразалин.