В тесноте и карантине
Актюбинцы ринулись в автобусы, но и тех стало гораздо меньше. Увеличился интервал между маршрутами, а ездить городские перевозчики теперь могут только в строго определённые часы. В результате предсказуемого транспортного коллапса посыпались жалобы на переполненные салоны и неудобный график движения.
Запрещать тоже нельзя
Один из самых «пострадавших» маршрутов – автобус №52, который доставляет жителей Нур-Сити в центр города. Не менее востребованным оказался автобус №46. По правилам карантина, число пассажиров в автобусе не должно превышать количество сидячих мест, но на практике в часы пик в салонах иной раз и яблоку негде упасть.
– Нас уведомили о сокращении маршрутных автобусов, но люди продолжают ездить на работу, – утверждает начальник отдела ТОО «ПАТП» Асанали БИМЫРЗА. – Мы не можем запретить им заходить в автобус, но и посадить тоже не можем. Кондукторы объясняют правила, но толку никакого нет. В итоге люди жалуются на нас.
Кому это выгодно?
В том, что автобусы до Нур-Сити переполнены, убедились и актюбинские общественники. Они отчитались, что пытались добиться выделения дополнительных автобусов, но оказалось, что это не только запрещено по правилам карантина, но и экономически невыгодно.
– Мы полагаем, что в условиях режима ЧП здоровье наших граждан важнее какой-то экономической выгоды! – возмутилась руководитель специальной мониторинговой группы Таттыгуль ТАЛАЕВА. – По итогам мониторинга мы будем рекомендовать городским властям принять меры по увеличению количества автобусов в утренние и вечерние часы по маршрутам густонаселённых районов Актобе.
За гранью движения
Больше всего проблем транспортные ограничения вызвали у жителей близлежащих к областному центру посёлков. Жители посёлков Курайли и Кызылжар жалуются, что из-за прекращения маршрутов они не могут добраться в Актобе.
Актюбинские перевозчики только разводят руками: в постановлении говорится о том, чтобы полностью приостановить поселковые маршруты, а действовать вразрез с указом санитарного врача хозяева транспортных предприятий не могут.
– В частности, посёлок Курайли обслуживал маршрут №47, – говорит Асанали Бимырза. – Его остановили в связи с объявлением карантина. Во всех пригородных населённых пунктах маршруты приостановлены, они возобновят работу после карантина.
Тесные рамки
Тем временем количество жалоб на работу общественного транспорта только растёт. Горожан возмущают толпы людей в салонах, а также неудобный график. Те, кто работает в сфере торговли, начинают рабочий день только в 10.00, но автобусы утром ходят только до 09.00. Это создаёт дополнительные сложности.
– Ситуация не лучше, никакой дистанции между людьми нет! – возмущаются актюбинцы. – О каком карантине идёт речь?
Водители тоже не могут вклиниться в тесные рамки графика движения. По правилам, до определённого времени они должны перевозить актюбинцев, а потом сразу же оказаться на базе. Закончить раньше движение – нарушение, ездить по городу вне выделенного временного окошка – тоже. В результате водитель автобуса, добираясь до базы, рискует заработать несколько штрафов.
Сидите-ка лучше дома
В акимате возвращать график работы автобусов в прежнее русло не спешат, несмотря ни на какие жалобы. В том, что трафик не выдерживает всех пассажиров, чиновники винят вовсе не непродуманную систему перевозок, а... самих актюбинцев. Потому что дома надо сидеть, а не на автобусах по городу кататься!
– Количество автобусов рассчитано на перевозку пассажиров исключительно на посадочных местах. В последнее время участились жалобы от работников организаций, не входящих в перечень, указанный в постановлении главного санитарного врача. Это говорит о прямом нарушении режима карантина и самоизоляции. Подвозом работников иных организаций, не входящих в список, должны заниматься работодатели. Кроме того, обращаемся к гражданам, чтобы отнеслись крайне серьёзно к событиям, и призываем всех соблюдать бдительность, а также личную гигиену, и следовать требованиям самоизоляции ради себя и своих близких, – прокомментировали в акимате города Актобе.
Сплошной убыток
Такси в Актобе может работать только на доставку, если следовать всем правилам, но общественные перевозчики называют такие нормы абсурдными. Да и обеспечить город достаточным количеством автобусов сложно: даже в мирное время, без ЧП, автобусов категорически не хватает.
– Ситуация усугубляется тем, что в Актобе перевозчики не субсидируются из местного бюджета. Мы ничего не получаем за провоз льготных категорий граждан. Работаем в убыток. Непонятно, как будет развиваться ситуация дальше, – признаёт представитель ТОО «Автопарк» Руслан ЖИЛКАМАНОВ.