В настоящее время в Актобе существует более 40 маршрутов, по которым курсируют автобусы средней и большой вместимости и микроавтобусы. С 1 мая по решению депутатов городского маслихата стоимость проезда в них повысилась до 55 и 60 тенге соответственно.
Заявку на увеличение тарифа предприятия–перевозчики мотивировали тем, что до последнего момента он являлся самым дешёвым по республике и не менялся уже три года. При этом затраты на ГСМ, содержание транспорта и производственной базы и прочие нужды постоянно росли. Кроме того, значительное влияние оказала девальвация тенге. По заверениям руководства ТОО «Автопарк» и ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие города Актобе» (бывшее ТОО «Троллейбусный парк»), средства, полученные от удорожания проезда, будут направлены на повышение зарплаты водителям, приобретение новых автобусов и улучшение обслуживания пассажиров. Корреспондент «Эврики» проверил, произошло ли это улучшение.
НА КРУТЫХ ВИРАЖАХ
Проехать по всем маршрутам за несколько дней, конечно, не удалось, но и тех, на которых пришлось покататься, оказалось вполне достаточно, чтобы сложилось общее впечатление об уровне комфорта, безопасности и культуре персонала в общественном транспорте Актобе.
Горожане, живущие на Курмыше, уже привыкли к тому, что водители устраивают гонки на автобусах. Это постоянно происходит на улице Кобозева на отрезке от Акимжанова до Жанкожа батыра.
В час пик к остановке «14–я школа» подходит автобус 9–го маршрута. Народ, как обычно, не торопясь, заполняет салон.
– Тез! Тез! Тез! – не церемонясь, подталкивает людей в спины молодой кондуктор.
Спрашивается, к чему такая спешка?.. Оказывается, следом едет микроавтобус маршрута №25. Двери со скрипом закрываются, шофёр давит на газ, и дальше начинается настоящее родео. Не обращая внимания на возмущение пассажиров, которые в страхе хватаются за поручни, водитель пытается опередить конкурента и первым подъехать к следующей остановке.
ИМ ТОРОПИТЬСЯ НЕКУДА
Согласно табличке на остановке «Улица Ибатова», интервал движения по маршруту №6 составляет 8 минут. «Газель» пришлось ждать вдвое дольше. Микроавтобус подошёл забитыт до отказа. Ехать пришлось, согнувшись в три погибели.
– Зачем вы лишних пассажиров берёте? Это же запрещено правилами, – интересуюсь у «масломерши».
– Не нравится – не езжайте, – парировала кондуктор. – Мы предупреждаем, что свободных мест нет, люди сами садятся.
– Почему интервал движения не соблюдаете?
– Мы едем по графику. Наверное, предыдущая «Газель» сошла с маршрута. Оплата у нас сразу.
– Я стою на одной ноге и не могу достать деньги из кармана.
– Ну, уж как–нибудь постарайтесь.
К «Дому ветеранов» салон «Газели» почти освободился, и водитель на каждой остановке стал поджидать пассажиров по нескольку минут.
– Нельзя ли побыстрее? – пытаюсь поторопить перевозчика.
– А нам некуда спешить! Вон, автобус первого маршрута подходит. Можете пересесть на него, если опаздываете.
Комментарии, как говорится, излишни.
ПРИЯТЕЛЬ ДЛЯ НЕГО ВАЖНЕЕ
Разговаривать по сотовому телефону во время движения запрещено правилами, но, похоже, нашим водителям глубоко наплевать на этот запрет.
В автобусе маршрута №26 шофёр словно прирос к мобильнику от остановки «Студенческая» до Центрального стадиона. Сотку он брал то в левую, то в правую руку и одновременно рулил.
Беседа была настолько задушевной, что он даже не сразу отреагировал на замечание:
– Уважаемый, вы рискуете жизнью пассажиров! Не дрова же везёте, а людей.
Лишь закончив с кем-то общение, водитель отложил трубку и сказал:
– Не видел, что ли: я с приятелем разговаривал. Важное дело обсуждали. А ты тут лезешь!
Почти аналогичную картину пришлось наблюдать в четырёх из шести автобусов.
ЛИШНЕГО БИЛЕТИКА НЕТ
В правилах перевозки пассажиров общественным транспортом есть пункт, согласно которому всем пассажирам перевозчики обязаны выдавать билеты. Но всегда ли он выполняется?.. Журналисту ни в одном из 12 (!) автобусов не вручили клочок бумаги, подтверждающий оплату проезда. В лучшем случае рулончики билетов лежали в карманах у кондукторов.
В автобусе 27–го маршрута заранее произвожу оплату и прошу кондуктора:
– Билетик дайте.
– А зачем он вам? Я же запомнила, что вы деньги уже отдали.
В микроавтобусе 46–го маршрута вообще сказали, что в «Газелях» билеты пассажирам не выдают.
А ПО САЛОНУ ПРОЙТИСЬ СЛАБО?
Все, кто пользуется общественным транспортом, хорошо знают, каких усилий стоит в час пик пробраться с задней площадки к передней двери, чтобы заплатить за проезд. Ну, никак не хотят актюбинские кондукторы ходить по салонам и собирать деньги!
Автобус 12–го маршрута забит до упора. Кондуктор удобно расположилась на одном из передних сидений.
– Следующая остановка «Пятый микрорайон», – предупреждает женщина. – Заранее готовимся, не задерживаемся.
– Заднюю дверь откройте, пожалуйста, – прошу кондуктора.
– Нет, вперёд проходите. Вдруг вы не заплатите за проезд, я вас что, ловить на остановке буду?
– А вы сами пройдитесь по салону и соберите оплату.
– Как же я сквозь толпу проберусь?
– Ну, а я как?
– Ничего не знаю. Проходите вперёд!
И ДЫМ ИМ ТАК ПРИЯТЕН
Курение за рулём в общественном транспорте тоже запрещено. Нарушителей этого правила в последнее время стало меньше, но они всё же есть.
На остановке «Мега» все автобусы, как правило, задерживаются надолго – здесь всегда садится много людей, и ещё один пассажир лишним не будет.
За полчаса наблюдения курящие за рулём водители были замечены в автобусах 11–го, 22–го и 27–го маршрутов.
– У меня астма, я не переношу табачный дым. Вы не могли бы выйти из кабины и покурить на улице, – попросила шофёра в 22–м маршруте пенсионерка.
– Я уже заканчиваю. Сейчас проветрится и никакого запаха не будет, – ответил водитель и выбросил окурок в окно.
***
В общем, заверения руководства предприятий–перевозчиков о том, что они регулярно проводят с сотрудниками беседы о культуре обслуживания пассажиров, пока остаются лишь словами. А о комфортной поездке в автобусах с вежливыми и заботливыми водителями и кондукторами нам приходится только мечтать.