Ну, не привыкли мы спокойно жить, когда в городе отмечается какая–то знаменательная дата. Вот и на этот раз, в день 100–летия казахстанского велоспорта, «эврикавцы» отметились своим велопробегом.
Конечно, среди участников гонки не было настоящих спортсменов. Некоторые последний раз садились на велосипед много лет назад. Пришлось вспоминать утраченные навыки вождения двухколёсного транспорта. Да, были и падения, и ушибы, и ссадины. До сих пор болят части тела, опиравшиеся на сидушку. Но зато – масса впечатлений, которые никогда не забудутся, да и дистанция солидная для непрофессионалов – 12 километров: от торгово–развлекательно центра «Мега Актобе» через кинотеатр «Локомотив» до «Малышки», несколько кварталов по Оторвановке и обратно.
Редакция «Эврики» благодарит за бесплатно предоставленные байки ИП «VелоSемья». Прокат велосипедов по тел. 8–778–666–69–12, 8–702–411–12–26.
Согласно историческим хроникам, первые велосипеды в Казахстане появились в конце XIX – начале XX веков. В областном архиве хранится несколько номеров литературно–хозяйственного журнала «Актюбинский Городской Вестник». Журнал выходил один раз в две недели и печатался в типографии «Культура». Его редактировал и издавал на собственные средства первый городской голова Василий Иванович МОЩЕНСКИЙ. В 19–м номере «Вестника» от 17 июля 1914 года на 14–15–й страницах в материале «Сабанъ–Туй» упоминается о проведении первых в Казахстане состязаний велосипедистов. Автор под псевдонимом Двигатель подробно описывает подготовку и проведение праздника, организованного на пожертвования местных купцов и рядовых горожан.
НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ ГОРОЖАН.
Инициатором торжества выступил один из авторитетных, уважаемых и преуспевающих актюбинцев А.Хусаинов, который сделал пожертвования на первоначальные расходы. Свою инициативу он резюмировал народной мудростью: «Семя, упавшее на хорошую почву, даст плоды, а добрый совет, данный добрым людям, принесёт пользу». Почва оказалась благоприятной.
Для проведения праздника создали организационный комитет в составе Ф.Забиров, М. Далатказина, А.Абдрашитова, Х.Губайдуллина, В.Усманова и Г.Сагадиева под председательством В.Усманова, на которых легла основная работа подготовки всех мероприятий.
СКАЧКИ И ГОНКИ.
По информации, содержащейся в статье, «6 июля 1914 года в 2 часа дня ярмарочная площадь была до отказа запружена народом. Борьба и пешие бега детей и взрослых, а также разные игры доставили публике много удовольствия. Не- мало хохоту было, когда пустили на скачки верблюдов. Недаром в описании путешествия благополучно царствующего государя на восток имеется описание о том, что на скачках, устроенных в Актюбинском уезде в семи верстах от Орска, на заводской конюшне по случаю прибытия высокого гостя гвоздём была скачка верблюдов, во время которой высокий гость много смеялся».
Судя по всему, самыми зрелищными и интересными были состязания велосипедистов, бега рысаков, иноходцев и общая народная скачка. В группе рысаков первый приз взял жеребец Черкасова, значительно опередивший других и блиставший стройно–красивым ходом. Второе место взяла кобылица Г.Шевченко, третьим пришёл жеребец Забирова. В группе иноходцев значительно выделился и взял первый приз иноходец Г.Фадеева, а в общей народной скачке выделился и взял первый приз «джуйрюк» Г.Жубаева.
160 КМ НА «ДУКСе». В дальнейшем спортивный историк–архивист из Актюбинска Бахытжан ЕСЖАНОВ, тщательно исследуя историю упомянутого в статье велосипедного состязания, по крупицам собрал материал о первой в Казахстане велосипедной гонке. Много времени он провёл в архивах и воссоздал историю жизни её первого чемпиона Сибагата ЗАБИРОВА.
Свою трудовую деятельность Сибагат начинал на должности счетовода одной из торговых фирм в Темире, который когда–то славился своей ярмаркой. В ней участвовали многие среднеазиатские государства, российские и даже английские купцы. Кроме всевозможных товаров, на ярмарку поступали в продажу и велосипеды, которые пользовались большим спросом у населения, а особенно у молодёжи. В связи с тем, что через Темир не проходила железная дорога, Сибагат Забиров приобрёл велосипед английской фирмы «Дукс». В ходе торговых сделок с разными организациями ему приходилось еженедельно на двухколёсном транспорте приезжать в Актюбинск, расстояние до которого составляло около 160 километров. Преодолевая такую дистанцию, Сибагат проделывал своеобразную объёмную тренировку.
Переехав в Актюбинск, Забиров работал преподавателем гимнастики в первой мусульманской школе, где, как и во всём городе, были тогда спортивные занятия. Много труда нужно было приложить Сибагату, чтобы доказать право на существование спорта. Косились на него муллы, насмехались коллеги–преподаватели. Но, несмотря ни на что, он всё своё свободное время отдавал езде на велосипеде.
Постепенно у Сибагата появились последователи и сторонники велодвижения. Вскоре организовалось общество «Джамгиати Хайрия», начавшее культурно–просветительскую работу среди всех слоёв населения. Одной из задач его была пропаганда физической культуры. Поэтому было решено разыграть первенство города по велогонкам. Предложение поддержал оргкомитет «Сабанъ–Туй» и включил в программу народных гуляний 6 июля 1914 года.
ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОН.
В то время в Актюбинске было всего 15 велосипедов немецкого и английского производства «Диамонд» и «Дукс». В соревнованиях вызвались принять участие 15 человек. У всех, за исключением Забирова, были по моде того времени презентабельные велосипеды, а у Сибагата видавший все виды и изрядно потрёпанный «Дукс». В такой ситуации это обстоятельство добавляло Сибагату большое желание доказать всем, что не всё зависит от велосипеда. Немаловажную роль играет и физическая форма самого участника состязания.
Расстояние в три круга, по три версты каждый, спортсмены должны были преодолеть по улицам города. На финише комиссия из самых почитаемых и именитых граждан во главе с уездным начальником Шпицбергом даже предположить не могла, что на последнем круге со значительным преимуществом первым линию финиша пересечёт Сибагат Забиров. Ему вручили 15–граммовую медаль из чистого золота, которую специально отлили на пожертвования состоятельных горожан и купцов. На лицевой стороне награды прямоугольной формы был изображён велосипед, а на тыльной – надпись: «Приз за велосипедные гонки. Сабантуй. Актюбинск, 6 июля 1914 года». Медаль подвешивалась короткой цепочкой к колодке. С тех пор учителя гимнастики стали называть первым чемпионом.
Как вспоминал позже один из страстных актюбинских болельщиков Шамиль БАХТИЯРОВ, Сибагат до глубокой старости не утратил любви к своему увлечению и ездил на велосипеде в любую погоду, чем сильно удивлял седовласых аксакалов и прохожих на улицах города.
Редакция «Эврики» благодарит за предоставленный исторический материал государственный архив Актюбинской области.