Цена за проезд не повышается
«Эврика» разбиралась в нововведении.
Сделать поток денежных средств прозрачным
На прошлой неделе о внедрении в областном центре электронного билетирования в общественном транспорте сообщил на брифинге в региональной службе коммуникаций аким города Асхат ШАХАРОВ.
– Проблема общественного транспорта стоит очень остро, – признал градоначальник. – Беспокоит и состояние автобусов, и качество обслуживания, и нехватка общественного транспорта. По поручению акима области Ондасына УРАЗАЛИНА на этот счёт была разработана «Дорожная карта», которая поэтапно внедряется в регионе. В некоторых городах республики уже внедрено электронное билетирование, с приходом весны года начинается её реализация и в нашем городе.
Сейчас проезд уже можно оплачивать как наличными, так и электронным способом. Цена поездки в обоих случаях составляет не более 80 тенге. Этот тариф будет действовать до внедрения дифференцированного тарифа, которое планируется с 15 мая. Новый тариф (в случае оплаты наличными) составит 150 тенге, транспортными карточками – 80 и 40 тенге, или вовсе бесплатно.
– Для чего мы это делаем? – задался вопросом аким города. – Чтобы сделать максимально прозрачным поток денежных средств. Переход к электронной системе оплаты за проезд также позволит нам улучшить сервис пассажирских перевозок и точно определить поток пассажиров.
По словам градоначальника, на всех автобусах ТОО «ПАТП» необходимое оборудование для осуществления электронной оплаты проезда уже установлено, в «Автопарке» оно тоже внедряется. Предварительно установка терминалов предполагается на 250 автобусах: 90 транспортных средствах «ПАТП» и 160 – «Автопарка».
Транспортных карт хватит всем
Система электронного билетирования в Актобе внедряется в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан». Наш город станет шестым в республике, после столицы, Алматы, Караганды, Семея и Актау, где появятся транспортные карты для оплаты проезда в городском общественном транспорте.
Подробнее о внедряемой системе рассказал «Эврике» директор ТОО «Smart Avtobys Aqtobe» Канат ДЖЕНГАЛИЕВ.
– Транспортные карты предполагаются 4 видов, – рассказал руководитель компании, занимающейся внедрением электронного билетирования в Актобе. – Это – обычная карта, которой смогут пользоваться все горожане; школьная – для детей от 7 до 15 лет; социальная – для инвалидов 1 и 2 группы по зрению, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам и, наконец, льготная – для пенсионеров по возрасту и некоторых других категорий. Оплата проезда по ним разнится: от бесплатного до 80 тенге.
Принцип действия карты таков. Вы пополняете её денежными средствами и уже в автобусе расплачиваетесь, прикладывая карту к специальным устройствам – валидаторам. Предполагается, что валидаторов будет 2: один – стационарный (он будет размещён на поручне сразу у входа в автобус), другой – мобильный (этот будет находиться на руках у кондуктора). Не исключено, что стационарных валидаторов в больших автобусах будет 2 – в противоположных частях салона. Это будет сделано для удобства пассажиров, которые, войдя в салон в «час пик» через любую дверь, смогут без проблем сразу же оплатить проезд.
– Сразу? Не при выходе?
– Да. Мы рассчитываем, что пассажиры станут садиться в автобус через переднюю дверь и сразу при входе оплачивать предстоящую поездку. Конечно, в так называемые «часы пик» для посадки и высадки пассажиров будут использованы все двери транспортного средства.
По нашим расчётам, кондуктор станет располагаться не в передней части салона, рядом с водителем, а в задней, имея при себе мобильный валидатор. С использованием этого устройства тоже можно будет оплатить проезд. К тому же, если у пассажиров вдруг не оказалось с собой транспортной карты, или не получается оплатить другим электронным способом, кондуктор на месте будет готов принять оплату в размере 150 тенге с обязательной выдачей чека.
– Какие другие способы оплаты имеются в виду?
– Оплату можно будет произвести, используя смартфон, посредством QR-кода и через Bluetooth.
– Почему члены одной семьи или просто несколько вместе едущих человека не смогут оплатить проезд, дважды-трижды приложив к валидатору одну и ту же карточку? Ведь деньги всё равно спишутся несколько раз? Какая вам разница – одна или несколько карточек?
– Знаете, это сделано (в том числе) и для того, чтобы видеть реальный пассажиропоток. Есть и другое оправдание. Опыт использования транспортных карточек в других городах на первом этапе их внедрения показывал: нередкими были недоразумения. Возникали такие ситуации: находился кто-то из пассажирок, кто заявлял: «Ой, я нечаянно оплатила 2 раза» или «А у меня тоже лишние деньги сняли». Чтобы избежать этого, мы сочли разумным установить, что во время одной поездки транспортная карточка может быть использована лишь однажды. Пересев на другой автобус или сев в этот же на обратном пути его следования, вы без проблем можете воспользоваться карточкой.
– Как можно узнать, сколько денег осталось на карточке?
– У нас имеется мобильное приложение «AvtoBys», которое можно скачать на смартфон через «Google Play Market» или App Store абсолютно бесплатно. По этому приложению можно отслеживать баланс средств на карточке. Пополнить баланс можно через приложение «Каспи банка», а также терминалы «Касса24» и «Qiwi».
– А сами транспортные карты где можно приобрести?
– Стандартные карты, не ориентированные для оплаты проезда льготными категориями пассажиров, уже в продаже в салонах сотовой связи Vokk Mobile, которых в городе 13. Также транспортные карты можно приобрести в самих автобусах. Сеть реализации обязательно будет расширена – мы ведём переговоры с другими потенциальными реализаторами, среди которых присутствуют и торговые сети. Цена одной карты – 450 тенге.
Школьные карты тоже стоят 450 тенге и будут реализованы через школы. Родителям учеников нужно будет написать заявление на моё имя. Эти карты мы решили реализовывать централизованно, чтобы избежать очередей и других неудобств. Готовые карты мы привезём в школы, и классные руководители раздадут их детям.
Детям до 7 лет вообще никаких карточек не нужно – они, как и сейчас, продолжают ездить бесплатно.
Хочу ещё раз отметить, что нет причин для беспокойства и создания ажиотажа. Не беспокойтесь, транспортных карт хватит для всех жителей. За оставшиеся немногим более месяца транспортные карты будут выданы всем категориям актюбинцев.
Причин для беспокойства нет
Определение тех категорий актюбинцев, которые будут пользоваться общественным транспортом по льготной цене или вовсе бесплатно, ещё продолжается. После определения списка потенциальных льготников, цены проезда и возможностей городского бюджета вопрос будет передан для окончательного решения в маслихат. Ситуация должна быть основательно просчитана, ведь разницу в тарифе за проезд для льготников перевозчикам станет возмещать государство.
О масштабах проводимой работы с «Эврикой» поделилась руководитель городского отдела занятости и социальных программ Макпал ТУРМАГАМБЕТОВА.
– Рамочно уже определены несколько категорий населения, проезд для которых в общественном транспорте будет бесплатным, – говорит Макпал Шегаевна. – К ним относятся инвалиды 1 и 2 групп по зрению, участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам и гарантиям, ветераны боевых действий на территории других государств. Им нужно будет бесплатно получить транспортные карты в нашем отделе. И ездить они тоже будут бесплатно.
В настоящее время по 60 тенге ездят пенсионеры по возрасту и инвалиды 2 (кроме инвалидов по зрению) и 3 группы. На сегодняшний день пенсионеров по возрасту в городе 52.000 человек, инвалидов – 12.600, детей от 7 до 15 лет – почти 70.000. Все эти категории предварительно внесены в списки, и окончательное по ним решение будет принято на сессии городского маслихата.
– Причин для беспокойства нет, – уверяет Макпал Турмагамбетова. – Мы должны решить вопрос прозрачности денежных средств, вносимых пассажирами за проезд, и денег, которыми государство компенсирует издержки перевозчиков по обслуживанию льготных категорий населения.