ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Шёл июль 1960–го года. Количество автотранспорта на дорогах Актюбинска не превышало нескольких сотен. Поэтому удивительно было появление светофора на перекрёстке улиц Орджоникидзе и Карла Либкнехта. День установки чудо–техники тогда ещё молодая учительница младших классов Мария ШТЫК помнит до сих пор. Ещё бы, светофор установили аккурат в день её рождения.
– Я жила по улице Орджоникидзе, поэтому весь процесс установки прошёл на моих глазах. Мне стало любопытно, вышла на улицу и еле пробралась к светофору через толпу зевак. Когда я сказала, что мне исполняется в этот день двадцать лет, кто–то из установщиков пожал мне руку и отметил, что один день этот постовой будет работать в честь меня. Было очень приятно, – вспоминает Мария Фёдоровна. – К сожалению, устройство проработало совсем недолго.
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
Первым, кто собственными руками собрал светофор в Актюбинске, стал энергетик «Актюбрентгена» Александр БЕЛИКОВ. Спустя много лет пенсионер ещё помнит, как и из чего он собирал устройство:
– Я тогда занимался фонарями и иллюминацией. Идея собрать светофор пришла совершенно неожиданно. Просто бросать на ветер слова не люблю: если задумал, значит сделаю. Собрал светофор за неделю в свободное от работы время: всё работало на электрическом моторчике с механическим приводом. За две минуты успевали гореть все три сигнала.
Проработав всего три месяца, первый в Актюбинске светофор демонтировали.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Мало кто знает, но Актобе стал первым в Казахстане, где появились светофоры нового поколения. В начале «нулевых» компания «Светоком» внедрила прорывной проект по производству устройств на дорогах на светодиодной основе. К слову, первый светофор на полупроводниках, установленный в 2003 году на перекрестке проспекта Алии Молдагуловой и улицы Братьев Жубановых, ни разу не выходил из строя.
– Говорят, что случайностей не бывает, – рассказывает инженер и руководитель компании Иван КИСЕЛЬНИКОВ. – В 2000–м году мне нужен был элемент на рентгеновский аппарат, который бы заменил лампу накаливания. Поехал в Москву и на одном из предприятий увидел, что с помощью светодиодов делают светофоры. Решил попробовать новшество и в Актобе.
Кстати, новая технология изготовления светофоров с помощью полупроводников оказалась новой и на международном уровне: только в 1998 году её начали разрабатывать американцы. Актюбинский инженер пошёл дальше и сконструировал специальный механизм, позволяющий делать устройство безопасным, а значит, более конкурентоспособным. Источник света в таких светофорах – сверхъяркие светодиоды нового поколения. В качестве светоизлучающего элемента в механизмах используется печатная плата с полупроводниками. Высокий уровень световой характеристики светофоров обеспечивает уменьшение энергопотребления в десятки раз.
– Светофоры на лампах накаливания – это уже прошлый век, устройства, которые давно изжили себя. Они потребляют очень много энергии, да и быстро выходят из строя, что в наших реалиях и вовсе не эффективно. Я пошёл дальше: напряжение, которое обеспечивает питание этих устройств – 220 вольт, то есть – опасно для человека. Смодулировал светофор, который работает на источнике питания в 24 вольта. Причём, сделал цепочки светодиодов таким образом, что даже если выйдет из строя один, то остальные будут работать. В аналогичных светофорах других компаний из строя выходит вся цепочка, то есть, чуть ли не половина устройства работать не будет, – не скрывает гордости за свои творения директор «Светокома», который является единственным в Казахстане производителем светофоров с сертификатом «СТ–KZ». Казахстанское содержание в устройствах достигает 70 процентов.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА
Изначально корпуса светофоров изготавливались из авиационного оргстекла и полиэтиленовых труб. Сейчас применяется синтез поликарбоната и стали. Работы у отечественного производителя трёхглазых постовых много: только в прошлом году компания выпустила 500 светофоров. Актюбинские светофоры исправно работают во всех крупных городах Казахстана, причём суперсовременные устройства установлены вовсе не в Актобе, а в Актау.
– Там во всём городе наши произведения искусства, – так с любовью зовёт светофоры Иван Кисельников. – А в Актобе из всех светофоров наших около половины. Хотя мы готовы полностью обеспечить не только потребность областного центра, но и райцентров области.
Однако в КГП «Тазалык», на балансе которого и находятся уличные светофоры, говорят, что проблем с их приобретением и установкой нет.
– В Актобе установлены 72 светофора, три из которых ламповые, но в этом году и они будут заменены на светодиодные. Конечно, мы поддерживаем отечественного производителя, закупаем светофоры у актюбинских компаний «Светоком» и «Медиа Сервис», – отметила экономист предприятия Ирина КРАМАРЬ. – Отличие светофоров в том, что одна фирма используют светодиоды на 24 вольт, вторая на 220. Пробуем, смотрим. Пока нас устраивают оба варианта.
Фото автора
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Трудный период для компании «Светоком» наступил во время экономического кризиса 2008–2009 годов. Тогда за год был заключён всего один контракт на производство светофоров. Однако руководство не уволило ни одного человека.
28–летний Дмитрий КУЛАЙ считается универсалом: может установить и настроить систему контроля за светофорами, без труда разбирается во внутренностях устройства. Если раньше на сборку всего светофора уходило несколько недель, то теперь счёт идёт на дни.
– Без любви к своей работе здесь делать нечего! Обычным людям кажется, что все светофоры одинаковые, но это не так. Каждый настроен на определённый ритм работы, задаются свои параметры – много транспортного потока – одно время, мало – совсем другое. Надписи на них не ставлю, но свои светофоры я узнаю из миллионов, – не без гордости говорит Дмитрий.
Надежда КОВАЛЕНКО – одна из немногих женщин в стране, которая участвует в процессе сборки светофоров. В задачи электромонтажницы входит впайка светодиодов в платы:
– Очень кропотливая работа, которая требует усидчивости и терпения. Работа мне нравится, тем более знаешь, что твой «трёхглазик» будет моргать миллионам казахстанцев.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Непрерывное усовершенствование светофоров привело к тому, что сейчас в Актобе появились «говорящие» устройства, механизмы с табло обратного отсчёта, конструкции с квадратным табло и даже светофоры, работающие от солнечных батарей.
– Комплектующие мы поставляем из Екатеринбурга, а в Актобе собираем. Стараемся не отставать от времени и предлагаем горожанам всё новые и усовершенствованные конструкции светофоров, – рассказывает
директор ещё одной компании по производству светофоров в нашем городе «Медиа Сервис» Виктор ПИЛИПЕНКО.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,