Три реинкарнации «Эврики»
В прошлом номере в честь дня рождения «Эврики» мы раскрыли несколько профессиональных тайн. Но тогда речь шла о творческом процессе. Сейчас же пришло время рассказать о процессе техническом. | ||
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Словосочетание «офсетная печать» знакомо каждому, кто хоть раз держал в руках газету, но мало кто знает, что стоит за этими словами.
Прежде, лет тридцать назад, газеты печатались так называемой «высокой печатью». Несмотря на громкий термин, качество получалось ужасное и отнюдь не высокое. Если текст ещё хоть как–то можно было разобрать, то что изображено на фотографии, мог догадаться человек только с буйной фантазией.
А и сам процесс был очень долгий. трудоёмкий: свинцовые клише и набранные вручную тексты. Причём, в таком лихорадочном темпе трудно было избежать опечаток. А свежий номер любых «Известий» пачкал руки читателя типографской краской.
ГАЗЕТА НА ФЛЕШКЕ
Но это всё в прошлом. К счастью, «Эврика» тех времён не застала. Поэтому вернёмся в уже знакомую редакцию.
К вечеру последнего дня, перед сдачей газеты в печать, атмосфера в редакции накалена, как воздух на нефтехранилище. Достаточно искры, чтобы возгорелось пламя. Первоначальный макет много раз проверен и перепроверен, и основная работа редакции заканчивается.
Когда номер окончательно свёрстан, он конвертируется в формат pdf. Тот самый, который известен любому пользователю компьютера. Тут уж не изменишь ни единой запятой. Макет перекидывается на флешку, и его отвозят в типографию. Обычно это происходит поздно вечером, когда журналисты и корректоры с чувством выполненного долга расходятся по домам, а у верстальщков и дизайнеров иссякает запас нецензурных слов.
Зато все неприличные слова, когда–либо слышанные за всю жизнь и их многоэтажные комбинации, вспоминают человек, которому надо везти флешку с макетом в типографию, и водитель. Ещё бы! Эту ночь им спать вряд ли придётся.
Может быть, иной корреспондент пару часов поворочается в постели, вспомнив, что забыл вписать в свою гениальную статью, особо важную фразу. Или корректору сквозь сон явится слово «экспИремент», случайно пропущенное, даже с лупой и очками… Но это скорее исключение из правил.
Главный закон редакции – сдал и забыл.
А газета, реинкарнированная во флешку, едет в типографию.
ТАК ВОТ ТЫ КАКАЯ, ЧУДО-МАШИНА!
Далее флешка оказывается в ППГ (пункт печати газеты). Оператор быстренько (но очень внимательно!) просматривает pdf–макет, и начинаются чудеса. Страницы, вернее, полосы газеты становятся... металлическими. Это настоящее волшебство. В помещении, где это происходит, всегда царит полумрак. Лампы на стенах приглушены жёлтыми фильтрами. Иначе нельзя: специальные пластины, по сути, та же фотобумага. Яркий свет, даже простая лампа накаливания, может безнадёжно все испортить. Газета покроется чёрными пятнами.
В отличие от фотобумаги, пластины не белые а тёмно–зелёные. Белый цвет они обретают, только оказавшись в чудо–машине.
Машина эта напоминает одновременно принтер и фотоаппарат. Красная лампочка бодро сигналит о готовности принять заготовку. Пластина подаётся зелёной стороной вверх, и (о чудо!) с другой стороны выходит газетная страница. Только не бумажная, а металлическая.
Это вторая реинкарнация «Эврики». Лист металла оказывается в ёмкости с жидкостью. Жидкость называется лаконично и загадочно: «химия». После такого купания (прямо–таки крещения) газету можно уже читать. Но буквы и фотографии там совсем бледные, едва заметные. Они не напечатаны, а прожжены на долю микрона лазером. Хотя на ощупь листы не кажутся шершавыми, они по–прежнему зеркально гладкие. Ещё пару минут, и металлический лист можно выносить на яркий свет – «химия» навсегда защитила его от губительных лучей.
Это относительно новая технология. Прежде вместо листов металла использовались листы целлулоида. Прозрачный лист с напечатанными буквами выглядел тоже эффектно. Именно так и появился самый первый номер «Эврики». Используются они и сейчас, но это не так удобно и, конечно, совсем несовременно, А у современной газеты должны быть современные технологии. Разве не так?
– Я хорошо помню самый первый номер «Эврики», – делится воспоминаниями оператор печати Ирина БОНДАРЕНКО. – Тогда, в 2004 году, у нас в городе почти не было коммерческих газет. Разве что газета «Время». Но она печаталась совсем в другом формате. Первая «Эврика» была совсем тоненькая – всего восемь полос, и черно–белой.
Ну, если за 19 лет «Эврика» так поправилась, значит, дела всё это время шли у неё не так плохо.
НОВОСТИ ПОД ГРОХОТ
Готовые пластины отправляются на первый этаж, к печатным станкам. Тут ещё тихо. Пока. Рабочие подкатывают огромные рулоны бумаги, неторопливо вставляют их в станки.
Их движения напоминают какой–то ритуал, совсем непонятный непосвящённому. Что–то подкрутить, где–то – пройтись кисточкой, где–то – слегка постучать молотком по металлической пластине.
Кстати, пластины немного отличаются друг от друга по цвету. Те, с которых печатают чёрно–белые страницы – сероватые, а пластины для цветных полос имеют оттенок, понятный только профессионалам. Вообще при печати газеты используются четыре цвета: жёлтый, красный, синий, чёрный.
Наконец работа начинается. Машины грохочут, и услышать собеседника уже трудно. И правильно: нечего болтать во время работы.
Сначала листы бумаги из станков идут серые, вымазанные типографской краской. Иногда листы надорваны. Неужели что–то не заладилось, и все старания пошли впустую? Хотя работники спокойны и продолжают священнодействовать возле станков.
Появляются первые газетные тетрадки. Текст и картинки тут читаемы, но новая незадача: они то бледные, то, наоборот, яркие, либо какой–то цвет чересчур выделяется.
Печатники раскрывают газету, придирчиво осматривают её и безжалостно выбрасывают в мусорную корзину. Это не потому, что содержание показалось им неинтересным. Просто требуется ещё ма–а–а–ленькая отладка оборудования.
В конце концов, очередная раскрытая газета не вызывает претензий, и машина включается на третью, максимальную скорость.
Часть газеты печатается на одном станке, часть на другом, в воздухе они встречаются газетной гирляндой, потом нарезаются машиной на привычные для нас тетрадки.
Грохот на третьей скорости стоит неимоверный. Тут уже не до болтовни, лишь бы выдержали барабанные перепонки. Но печатники – люди привычные, грохот их не раздражает. Они даже умудряются перекинуться парой фраз во время работы.
Прежде стопки готовых номеров перевязывались шпагатом вручную. Сейчас и для этого есть специальная машина. Стоит уложить на неё стопку газет, как две полоски пластиковой ленты выскакивают невесть откуда и, сплавившись, скрепляют стопку газет намертво.
Вот тут идут в дело и первые, испорченные номера. Ими оборачивают стопку, чтобы острые края ленты не порезали газеты.
Теперь она бумажная, всем привычная и знакомая. Это третья (и последняя) реинкарнация «Эврики».
Стопки перекладываются на конвейер. Через несколько часов она разойдётся по киоскам и магазинам, и постоянный читатель сможет купить свежий номер любимой газеты.
И НАМ НИЧЕГО НЕ СМОЖЕТ ПОМЕЩАТЬ
В среду утром «Эврика» должна выйти любой ценой. Если печатное оборудование вдруг сломается или даст сбой, то на такой случай есть запасные, так сказать, аварийные машины.
Во время нормальной работы цеха они зачехлены, но в случае аврала привести их в готовность – дело от силы часа. Правда, газета выйдет чёрно–белой.
Читателя нельзя разочаровывать. Если он привык начинать утро со свежей «Эврики», то ничто в работе типографии этому не должно помешать.
Номера уже в киосках или доставляются подписчикам. В редакции благостное состояние. Но, как и неделю назад, главный редактор произносит сакраментальную фразу:
– Вы не поверите, но нужно делать новую газету!
И всё начинается заново.
| ||
Печать - дело тонкое! Без точной отладки оборудования не обойтись. | ||
Совсем скоро металлическая пластина станет бумажной газетой. | ||
Лет тридцать назад всё было сложнее.
По сравнению с тем временем, работать одно удовольствие.
| ||
Процесс, как говорится, пошёл! | ||
И новости можно первыми узнать, и качество печати проверить. | ||
Я помню «Эврику» ещё совсем тонкой и чёрно-белой. | ||
Сколько же весит такой рулон?
Да, не так уж и легко печатать газету!
| ||