Три богатыря и «киевские князья»
Эти нехорошие русские
По мнению украинских исследователей, Илья Муромец вовсе никакой не Муромец, а мужчина из Муровска, закончивший свою жизнь в Киево-Печерской лавре. И звать его нужно Илья Чобитько или Илья Моровлянин.
Алёшу Поповича на самом деле звали Олешко, и происходил он с Полтавщины.
А Добрыня Никитич и вовсе фигура известная: он служил воеводой при киевском князе Владимире Красном Солнышке и приходился ему дядей по материнской линии.
И вообще: украинские былины о богатырях появились намного раньше русских и бережно передавались из поколения в поколение. А нехорошие русские в какой-то момент решили присвоить былинных украинских героев себе. Киеву, конечно, льстит такой интерес к украинской истории со стороны сопредельного государства, но Москве всё же лучше признать, что три богатыря ей никогда не принадлежали.
С утверждением, изложенным абзацем выше, можно ой как поспорить (особенно – о древнеукраинских былинах). А в остальном… А в остальном, как это ни странно, украинские исследователи ничего нового не сообщили.
Один за всех и все за одного
Давайте для начала вспомним, о ком, собственно, идёт речь (речь идёт о трёх самых известных русских богатырях, а не о украинских исследователях).
Самый известный среди них – Илья Муромец. Из былин известно, что Илья, сын Иванович, родился в селе Карачарове под Муромом и до 30 лет был парализован. Вылечили его странники, постучавшие в дом и попросившие водицы испить. Чудесным образом Илье удалось встать и напоить гостей. Они же предложили выпить и ему, после чего у обычного деревенского мужика проявилась невиданная сила. После этого он отправился в стольный град Киев, на службу к князю Владимиру.
Илья Муромец – самый популярный древнерусский богатырь. Насчитывается не менее 53 сюжетов героических былин с его участием.
Добрыня Никитич происходит из Рязани. Его отец был то ли воеводой, то ли «князем без удела». Былины рассказывают, что Добрыня был из трёх богатырей самым близким к княжескому столу и нередко выполнял опасные личные поручения князя.
Алексей, сын Попович происходил из семьи священнослужителя села Селище Ярославской области Леонтия. Он изображался самым молодым из богатырей, шутником и балагуром. Даже беглый взгляд на известную картину Виктора ВАСНЕЦОВА позволяет предположить, что у Алёши брутальной мужественности как-то поменьше будет, чем у его друзей. Изначально Алёша не противопоставлялся другим богатырям – он дополнял их отвагу и силу смекалкой и юмором. В более поздних текстах он и вовсе стал отрицательным персонажем. Например, он солгал о смерти Добрыни и обманом пытался жениться на его жене.
Кем были прототипы богатырей?
Теперь же вернёмся к аргументам украинской стороны. В чём они правы? Вероятно, в том, что возможные прототипы былинных богатырей (по крайней мере, двух из трёх) имеют самое непосредственное отношение к той земле, которую многим позже нарекут Украиной.
По одной из версий, прототипом Ильи Муромца был силач по прозвищу Чоботок. Он жил веком позже описуемых в былинах событий, и настоящее его имя неизвестно. В конце жизни он постригся в монахи под именем Ильи. Его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре возле могилы российского премьер-министра Петра СТОЛЫПИНА.
Любопытно, что в 1988 году комиссия министерства здравоохранения Украины провела экспертизу мощей Ильи Печерского и установила, что это был крупный и высокий мужчина, умерший в возрасте 40-45 лет от ранения в область сердца и (!) перенёсший в юности паралич конечностей.
Прототип былинного Добрыни – реальный Добрыня. Он жил в 10 веке и приходился дядей князю Владимиру – был родным братом его матери и вплотную занимался воспитанием племянника. Считается, что в 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и «сел в Киеве». Не исключено, что организатором убийства был как раз Добрыня. Он же был правой рукой князя при крещении Руси, наказывая непокорные княжества мечом и огнём.
А прототип Алёши Поповича жил ещё на столетие позже, нежели Добрыня. Александр Попович был ростовским воином и погиб в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Как пишет сайт culture.ru, академик Дмитрий ЛИХАЧЁВ установил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись зафиксировала персонажа из эпоса как историческое лицо. В доказательство своих слов, он установил, что первое упоминание об Александре Поповиче в летописи происходит лишь в 1423 году, то есть ровно спустя два столетия после предполагаемой смерти героя.
По его мнению, богатырей нельзя разделить по национальному признаку, так как они существовали в период, когда не было современных России и Украины.
А русские былины всё же появились намного раньше украинских – так называемые думы касаются гораздо более позднего времени, и начальные упоминания о них относятся к 16 веку.