Терпение лопнуло: забастовка на «ПАТП»
В минувшую пятницу в утренние часы на остановках было столпотворение. Люди не могли уехать на работу. Транспортный коллапс в знак протеста устроили водители городских маршрутов: 8, 8а, 9, 10, 32, 40, 45, 46, 48, 51, 52, 56, 23, 41, 44, 47, 49, 49а. В итоге, отрезанными от города оказались посёлки: Курайлы, Россовхоз, Рауан, Акшат, жилой массив «Нур-Сити».
Водители начали собираться возле рабочего офиса к 5 утра. Вскоре подошло уже около сотни протестующих. Недовольные сотрудники заявили руководству предприятия, что будут работать только в том случае, если им поднимут зарплату до 200.000 тенге. Как говорят водители ТОО «ПАТП», за месяц они получают сущие копейки: 35-50 тысяч тенге. Кондукторы в штате не числятся, их нанимают сами водители и отдают им часть от своей и без того скромной выручки. Если случается поломка общественного транспорта, также водителям приходится покупать запчасти и ремонтировать автобус за собственный счёт.
– Смену мы заканчиваем поздно ночью, а в 5 утра уже снова надо быть на рабочем месте, – жаловались забастовщики. – Нет ни доплат, ни пенсионных отчислений. План подняли до 70.000 тенге. Почему мы должны работать в таких адских условиях за мизерную зарплату? У нас у всех семьи, кредиты. На что жить?
Забастовка длилась до 9 утра, пока не прибыл аким города. Асхат ШАХАРОВ попросил водителей подумать о жителях и не оставлять их без общественного транспорта. Градоначальник пообещал в свою очередь остаться в офисе транспортной компании и весь день решать, как помочь работникам. Через полчаса переговоров с акимом протест свернули, и забастовщики выехали по своим линиям.
Будут субсидии – тогда поговорим
По словам руководства, большинство маршрутов предприятия – убыточные. На обслуживание автобусов каждый месяц уходят миллионные затраты. Спасёт компанию только государственное субсидирование.
– Зарплата у работников по 50-60 тысяч тенге уже года четыре, – прокомментировал ситуацию начальник отдела ТОО «ПАТП» Асанали КАЙДАРОВ. – После того, как прекратилось государственное субсидирование, оклад не повышали ни водителям, ни административным сотрудникам. Все расходы по обеспечению бесперебойного обслуживания маршрута были возложены на предприятие. Прошлый год был для всех нелёгкий. Во время карантина резко уменьшился пассажиропоток, поэтому расходы не покрываются. Мы сократили количество общественного транспорта, тем не менее санитарные врачи требуют больше автобусов, но у нас нет средств на приобретение новых. Нам никто не возмещает все затраченные убытки. Естественно, сейчас у предприятия нет никакой возможности платить 200.000 тенге. Станет легче, как только внедрим электронное билетирование. Уже есть подрядная организация, которая занимается этим вопросом, планируем в марте-апреле. Тогда уже можно будет говорить о поднятии заработной платы.
В ТОО «ПАТП» работает свыше 150 водителей. Трудовой стаж у тех, кто вышел в тот день протестовать, 10 лет и больше. У перевозчиков сменный график: с 6.30 до 20.00 или 21.00, в зависимости от маршрута.
В пресс-службе городского акимата сообщили, что документы по субсидированию переданы в областной маслихат. На февральской сессии депутаты рассмотрят вопрос о признании 29-и маршрутов социально значимыми. В случае положительного заключения составят трёхгодичный бюджетный план по субсидированию. Чтобы получить субсидирование, перевозчики должны выполнить несколько условий: обновить автобусы, увеличить их число на рейсах, не нарушать график и улучшить условия труда водителей и кондукторов.
К слову, волна забастовок водителей идёт по Казахстану. В Костанае после протеста некоторые бастующие потеряли работу. В Шымкенте перевозчики предприятия «Shymkent bus» тоже требовали пересмотреть их условия труда Протест прекратился после того, как начальство и акимат пообещали повысить зарплаты водителям до 200.000 тенге.