Теперь они универсальные
13 ноября 2013 года. №46 | ||
В Актобе за порядком на городских улицах теперь следят наряды, состоящие из дорожных и патрульных полицейских. Подразделения объединили с целью улучшения криминогенной обстановки, ситуации с административными правонарушениями и дорожно–транспортными происшествиями. | ||
На универсальных полицейских возложена обязанность следить за порядком на дорогах и улицах.
| ||
Министерство внутренних дел Казахстана с 1 ноября приобщилось к мировому опыту – в республике повсеместно приступили к работе универсальные полицейские. Дело в том, что в странах Евросоюза, США, в некоторых республиках СНГ не делят полицию на дорожную, патрульную и так далее. Идея объединения принадлежит главе МВД Калмуханбету КАСЫМОВУ, который озвучил её ещё в июне 2011 года во время рабочей поездки в город Риддер. «Это будут офицеры с большой зарплатой и с большим спросом с них, которые смогут и за дорогой смотреть, и мелкого хулигана взять, и преступника обезвредить», – отметил тогда министр.
ОПЫТ ПРИГОДИЛСЯ
С апреля прошлого года универсальные полицейские в качестве эксперимента начали управлять правопорядком на улицах и дорогах Павлодарской и Жамбылской областей. Судя по отчётам МВД, опыт удался: за истекший период объединённые патрули в указанных регионах успели обслужить на 48% больше вызовов, чем раньше, количество задержанных за административные правонарушения увеличилось на 35%, число же преступлений сократилось на 3%, а дорожно–транспортных происшествий – на 9%.
При объединении подразделений МВД Казахстана использовало опыт постсоветских государств, в частности Грузии. В этой стране дорожную полицию упразднили ещё в 2004 году. Этот шаг помог сэкономить государственные средства, а также уменьшить коррупцию в рядах правоохранительных органов. Такой же эффект ожидается и у нас.
МАСТЕРА НА ВСЕ РУКИ
Как рассказали в департаменте внутренних дел, экипаж дорожно–патрульной полиции состоит из трёх человек. Один из них – сотрудник бывшей дорожной полиции, двое – патрульной. В процессе работы полицейские должны обмениваться опытом и дополнять друг друга. Теоретические знания они получили на курсах переподготовки. Чтобы соответствовать новому статусу, дорожные полицейские углублённо изучали кодекс об административных правонарушениях, а патрульные – правила дорожного движения. Естественно, нагрузка на универсального полицейского теперь будет больше. Поэтому знание законодательства и отличная физическая форма – первые критерии, по которым отбирались кандидаты. Ведь сотрудникам придётся и с уличной преступностью бороться, и разнимать дебоширов, и улаживать семейные ссоры, и ловить и наказывать нарушителей правил дорожного движения.
Если раньше участники ДТП должны были дожидаться дорожную полицию, то теперь начать оформление может универсальный полицейский. Также в случае необходимости он вправе регулировать дорожное движение, если, например, из строя вышел светофор. Отличить универсальных полицейских можно по специальным жёлтым жилетам со светоотражающей надписью и номерным нагрудным знакам.
Сейчас в МВД меняют инструкцию по производству дел об административных правонарушениях. Для этого разработан проект новой упрощённой единой формы протокола, которая начнёт действовать с нового года.
Согласно требованиям МВД РК, координация деятельности всех строевых подразделений дорожно–патрульной полиции возложена на отдел организации охраны общественного порядка и дорожной безопасности, который создаётся на базе отдела патрульной службы департамента.
ЭКИПАЖ, НА ВЫЕЗД!
Дежурство универсальных полицейских проходит в трёхсменном режиме: с 8 до 16, с 16 до 24, с 24 до 8 часов. С одним из экипажей корреспондент «Эврики» выехал на патрулирование улиц старой части Актобе. В составе экипажа: бывший дорожный полицейский старший лейтенант Жаннат АХЕТОВА и бывший патрульный полицейский сержант Абусаид НАКУБОВ. Женщина–полицейский за рулём сразу же привлекала к себе внимание.
– За десять лет я уже привыкла к тому, что водители и пешеходы провожают меня взглядами, – говорит, улыбаясь, Жаннат Ахетова. – Сейчас мы не стоим в каком–то определённом месте, как было раньше, а в течение смены колесим по маршруту. Если замечаем нарушение общественного порядка или правил дорожного движения, останавливаемся и принимаем меры. Выезжаем и на вызовы, о которых нам сообщают по рации. Непривычно, конечно, что теперь мне приходится заниматься не только ДТП, но и кражами, драками, семейными скандалами, разборками между соседями, пресекать нарушения тишины. В подобных делах, конечно же, своя специфика. Поэтому–то экипажи и составляются из дорожных и патрульных полицейских.
Как говорит Жаннат Ахетова, несмотря на существовавшую специализацию, дорожные полицейские и ранее никогда не оставались безучастными к различным происшествиям. Параллельно с основной работой они задерживали пеших преступников. А вот патрульно–постовая служба пресечь нарушения на дороге не могла. Сотрудники ППС, как правило, сообщали о нарушении своим коллегам, дорожным полицейским. Пока проходило время, лихачей и след простывал. Теперь всё коренным образом должно измениться.
НЕ ПО ПРАВИЛАМ
На перекрёстке у Центрального рынка водитель припарковал свой автомобиль прямо на проезжей части. Экипаж останавливается.
– Уберите машину! – требует по громкоговорителю старший лейтенант. – Не создавайте помехи движению.
Патруль отправляется дальше только после того, как мужчина припарковался у обочины.
– Железнодорожный вокзал и Центральный рынок – самые проблемные участки в плане дорожного движения, – объясняет Жаннат Ахетова. – Некоторые водители ставят свои автомобили, где им вздумается. Как будто правила не для них существуют.
По рации поступает информация о том, что по улице Айтеке би возле кафе «Тамада» на тротуаре лежит нетрезвый человек. Экипаж направляется туда.
– Мужчина абсолютно невменяем, – осмотрев пьяного, определил Абусаид Накубов. – Необходимо везти в вытрезвитель, чтобы там его привели в чувство.
Как полагается, в отделении адаптации и детоксикации полицейские составили протокол и передали нетрезвого врачам–наркологам.
На улице Алтынсарина экипаж обратил внимание на «Тойоту» без номерных знаков. По требованию Жаннат Ахетовой водитель остановился. Отдав честь и представившись, старший лейтенант внимательно проверила документы и разрешила продолжать путь.
– Никакого нарушения нет, – объясняет Жаннат Ахетова. – Водитель только что снял автомобиль с учёта. В этом случае без номеров разрешается ездить в течение пяти суток. Сейчас проверим обстановку в районе вокзала.
ПОЖАЛУЙТЕ В НОМЕРА
Во дворах на улице 8 Марта было спокойно, а на привокзальной площади Абусаид Накубов сразу же направился к группе лиц бомжеватого вида. Завидев полицейского, подвыпившая компания сразу же сникла.
– Предъявите документы, – потребовал сержант.
Женщина и трое мужчин стали шарить по карманам.
– Пройдёмте в приёмник–распределитель.
Как объяснил Абусаид Накубов, такой контингент в обязательном порядке доставляется в это учреждение, даже если у них есть документы. Здесь у задержанных снимают отпечатки пальцев, проверяют их по базе данных на причастность к совершённым преступлениям и административным правонарушениям, выясняют, не находятся ли граждане в розыске.
Оказалось, что все задержанные – жители окрестных посёлков. В город попали по разным причинам, ну а такой образ жизни стали вести из–за пристрастия к спиртному. В приёмнике–распределителе они уже стали завсегдатаями.
БЕСПОКОЙНАЯ РАБОТА
– Сегодняшнее дежурство проходит довольно спокойно, но так бывает не всегда, – рассказывает Абусаид Накубов. – Больше всего правонарушений совершается, начиная с 16 часов. Вообще, криминогенная обстановка обостряется именно в тёмное время суток. Бывает, что и подкрепление приходится вызывать. А дежурить нам выпадает в разных частях города. Трудно сказать, какой из районов Актобе самый проблемный. Порой вызовы поступают и из вполне благополучных кварталов.
По словам Жаннат Ахетовой, хотя прошло совсем немного времени, она уже начала привыкать к роли универсального полицейского.
– Ещё когда идея объединения дорожной и патрульной полиции только была озвучена министром, некоторые выступали против неё, – говорит старший лейтенант. – Но практика других стран и эксперимент, проведённый в Павлодарской и Жамбылской областях, показали, что подобная модель правоохранительной системы очень перспективна. Мы только–только перешли на неё, и уже есть положительные результаты. Мониторинг и анализ работы универсальной полиции проводится ежедневно. Естественно, по ходу будут вноситься коррективы, если, конечно, они потребуются. Честно признаться, работать сейчас стало намного интересней.
Сергей ЖЕЛЕЗНЯК,
|