Снегоборцы
5 января 2014 года. №5 | ||||
В любую погоду – в сильный буран и лютый мороз – эти люди выходят на городские улицы, чтобы ликвидировать заносы на дорогах. Им приходится трудиться в суровых условиях за весьма скромную зарплату. Корреспондент «Эврики» провёл один день с рабочими, занятыми на уборке снега. | ||||
| ||||
Нынешней зимой очистка города от сугробов вызывает массу небезосновательных нареканий актюбинцев. За зимнее содержание дорог в областном центре и сельских округах отвечает семь предприятий–подрядчиков. Одно из них – ТОО «Елим Актобе», за которым закреплено несколько улиц и проспектов в Жилгородке. В трёх бригадах товарищества трудятся 45 человек, включая бригадиров и мастеров.
С РАННЕГО УТРА
7.30 Рабочий день в ТОО «Елим Актобе» начинается в 8 часов утра, но уже за полчаса до этого сотрудники собираются на базе, под которую оборудован подвал в одной из многоэтажек по проспекту Абилкайыр хана. В бытовом помещении есть туалет, душ, кухня со столовой и комната отдыха.
– У нас трудятся, в основном, жители Актобе, но есть и курайлинцы, – рассказывает директор товарищества Александр ГАВРИЛОВ. – В областной центр и обратно мы их довозим на своей технике, на ней же доставляем рабочих и к местам уборки снега. Наши микроавтобусы также оборудованы под пункты обогрева на время ожидания «КамАЗов», вывозящих снег на полигон. Обычно рабочий день продолжается до 17 часов, но после обильных снегопадов на расчистку дорог вызываем людей и в ночную смену. На узких участках дорог, чтобы не создавать помех движению, снег стараемся убирать именно ночью.
7.45 К базе подъезжают три микроавтобуса, бригады отправляются на свои объекты, сегодня это – жилгородской переезд, проспекты Мира и Победы.
– Переезд в Жилгородке является стратегически важным объектом, поэтому он всегда должен быть очищен от снега, – поясняет Александр Гаврилов. – Мы ему уделяем внимание в первую очередь. Парк нашего предприятия насчитывает два больших погрузчика, два трактора МТЗ–80 с лопатами и щётками, которые устанавливаются, в зависимости от предстоящих работ, и автогрейдер. Пескоразбрасыватель и девять «КамАЗов» мы арендуем. Все сотрудники обеспечены инвентарём, спецодеждой, тёплыми рукавицами и обувью.
| ||||
Пока грузовики вернутся с полигона, время рабочие коротают в пункте обогрева. | Обедают снегоборцы на базе. К их приезду еда уже подогрета дежурными по кухне. | |||
8.00 Бригады уже на объектах, на улице, мягко говоря, не жарко: – 37, высокая влажность. Бригадиры раздают лопаты, для предупреждения водителей мастера расставляют знаки «Дорожные работы». Рабочие в клубах пара от собственного дыхания разгребают сугробы на обочинах и скидывают снег на проезжую часть, а погрузчик загружает его в «КамАЗ». Полная под завязку машина уезжает на полигон. Подходит следующий грузовик.
– Работы нам прибавляют подрядные организации, чистящие тротуары, – говорит директор ТОО «Елим Актобе». – Снег и лёд они сваливают на прибордюрную территорию, за которую отвечаем мы. Немало хлопот доставляют жители частного сектора и субъекты предпринимательства. Снег они стараются складывать поближе к обочинам, а, вообще–то, должны вывозить его за свой счёт. Но нам деваться некуда – мы обязаны обеспечить чистоту дорог на закреплённой по тендеру территории.
АЙДА ГРЕТЬСЯ!
9.00 Третий «КамАЗ» уезжает на полигон, пройдёт минут 40, пока грузовики вернутся обратно. Всё это время рабочие коротают в пункте обогрева. Здесь уже их поджидают горячий чай и кем–то заботливо приготовленные бутерброды.
– Замёрзли? – интересуюсь у снегоборцев.
– Пока лопатой машешь, мороз не чувствуется, – отвечают рабочие, кутаясь в капюшоны.
– Наверное, за день сильно устаёте?
– Да нормально всё, – говорит 18–летний Юрий ЧЕРЕЗОВ. – Не имея никакой профессии, другой работы в городе всё равно сейчас не найдёшь. Летом хоть можно на стройке подработать, а зимой вот приходится снег убирать. Домой приходишь и падаешь замертво спать.
На снегоуборке в ТОО «Елим Актобе» трудятся и мужчины, и женщины в возрасте от 18 до 55 лет.
– Женщин зря называют слабым полом, – размышляет бригадир Куат ДОСОВ. – Они у нас работают наравне с мужчинами. Да, кое–какие послабления им мы делаем, например, освобождаем от работы в вечернее и ночное время, пораньше отпускаем домой, но это из чисто джентльменских соображений.
Как выяснилось, оклад простых работяг в товариществе составляет 45.000 тенге, за сверхурочную и ночную работу начисляется доплата, в месяц набегает 65–70 тысяч, и то не всегда. По нынешним временам, учитывая подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд, это не так уж много, не правда ли? Сотрудникам предоставляется один выходной день в неделю, со всеми заключены временные трудовые договоры на зимний период.
9.45 Бригадир подаёт знак, что пора выходить из тёплого микроавтобуса на лютый мороз – подъехал грузовик и работу нужно продолжать, тем более что проконтролировать ход уборки снега наведался куратор из городского отдела жилищно–коммунального хозяйства.
ОБЕД ПО РАСПИСАНИЮ
11.50 Чтобы не создавать столпотворения в бытовке, бригады рабочих–снегоуборщиков обедают по очереди с 12 до 14 часов.
– Продукты мы приносим из дома, – рассказывает дежурная по кухне Рая ЕРКАНОВА. – У кого–то еда готовая, а кому–то нужно и приготовить. Обед очень короткий, поэтому на базе организовано дежурство по графику. Рабочие приезжают – всё уже разогрето. Ребята покушают и могут ещё хоть немного отдохнуть.
12.00 Подкрепиться подъезжает первая бригада. Не теряя времени, снегоборцы моют руки и усаживаются за стол. После нескольких часов, проведённых на холодной улице, самая скромная еда кажется ну уж очень изысканным и вкусным блюдом. Удовольствия от приёма пищи добавляет горячий сладкий чай.
14.00–17.00 Минуты за хлебосольным столом пролетают незаметно. Снаружи рабочих уже поджидают микроавтобусы. Ждут их и огромные горы снега, которые чистить – не перечистить. И так изо дня в день, до самой весны, а некоторым ещё и в ночь выходить, пока другие горожане будут нежиться в постелях под тёплыми одеялами.
Сергей ЖЕЛЕЗНЯК,
|