«Школа уже не будет прежней»
Компьютер, микрофон и телефон, в который бесконечно летят сообщения из тысячи чатов. Так выглядит её рабочий день. Наталья ПРОХОРОВА – учитель русского языка и литературы с 37-летним стажем. Педагог IT-школы-лицея № 72 не могла представить, что когда-то будет вещать для детей из дома, сидя за компьютером. Теперь Наталья Викторовна называет уроки новомодным словом «стриминг». Да, все преподаватели стали стримерами, вооружившись полным комплектом оборудования для видеосвязи. Занятия, которые недавно вернули в школы, называются отдыхом от бесконечного сидения за компьютером. Теперь можно хотя бы прогуляться от дома до работы и подышать свежим воздухом. Конечно, мы хотели поговорить с учителем в родных школьных стенах. Но, увы: школа теперь закрытый объект, в который так просто не попадёшь.
Дистанционка глазами учителя. Послушаем Наталью Прохорову.
Рабочая зона в зале
– Для меня утром ничего не изменилось: встала, привела себя в порядок, накрасилась, села и включила компьютер. В зале у меня рабочая зона: стол, принтер, учебники, здесь же тонометр, косметичка. Я купила себе несколько микрофонов для вещания. На ноутбуке тоже есть, но он слабый, дети меня не слышат. Заходить в зал во время урока разрешаю только кошке. Она на колени запрыгнет, и мы с ней можем так 2-3 урока сидеть. Муж сам дверь закрывает, я же громко говорю.
Фигаро тут, Фигаро там
– Самый загруженный день у меня четверг. 11 уроков – 7 в школе и 4 дистанционных. В пятницу в 8 утра был урок на дистанционке с 8 классом. Мы работали по комедии Гоголя «Ревизор», разбирали образы помещиков. Потом я помчалась в школу. Провела 4 урока с 5 и 11-ми классами, затем рванула домой, потому что дома снова занятия – с 6 классом. Вечером с облегчением выдохнула: хочется петь и танцевать, что учебная неделя позади. В выходные мы тоже не сильно расслабляемся. Хотя бы в субботу стараюсь к ноутбуку не подходить. Но вот сегодня с утра завуч прислала срочную работу, пришлось включить компьютер. Мы должны круглосуточно быть на связи со школьной администрацией. Родители тоже пишут и ночью, и рано утром. Я не вступаю в переписки на уровне базарных обсуждений. Сложно сейчас всем: педагогам, детям, родителям. Но зачем огульно говорить, что учителя такие-сякие, за что им повышают зарплату и прочее… Вы попробуйте поработать в школе один день!
«Училась методом тыка»
– Хоть «Онлайн мектеп» ругали, но платформа хорошая. Дети там сразу выполняют и загружают СОЧ и СОР, очень удобно. Я провожу только видеоуроки. До «Онлайн мектеп» работала в Google Meet, Microsoft Teams, Zoom. Где-то обращалась за помощью к информатикам, где-то методом тыка. Если разберёшься в одной программе, то и остальное понять легко. И в 60 лет возможно освоить, было бы желание.
«Ватсап» и днём,и ночью
– У меня всего 130 учеников – это значит 130 чатов. Мы же общаемся не только в группах, но и с каждым ребёнком лично. Дети задают вопросы по новой теме, переспрашивают домашнее задание. Мы с учителями уже соревнуемся. В 12 ночи мой коллега пишет, что ему вот только прислали работу. Пишу ему в час ночи: «Я победила, мне только что прислали домашнее задание». Да, некоторые ставят статус, что после 22.00 не принимают сообщения. Но я телефон никогда не отключаю. Иногда забываю выключить компьютер, когда засыпаю за монитором. В «Ватсапе» я не удаляю чаты, и в телефонной галерее – все работы учеников, благо память большая на сотовом. Всё нужно хранить до конца четверти. С ребятами договорилась, что рабочий чат не засоряем картинками, открытками. Сейчас придумали вместо оценок смайлики, но у меня эта система не прижилась. Я всё равно пишу: «отлично», «умница». Детей надо хвалить словами, а не «улыбками» и «сердечками».
Урок идёт – встаньтес кровати
– Родители пишут: «Извините, Валентин вам не ответил на уроке, потому что он заснул». На утренних занятиях их тормошу: «Ребята, встаньте, пожалуйста, с постели и сядьте со своим телефоном за рабочее место!». Помню, в первые разы подключались по видеосвязи, а дети не знали, что их будет видно на камере. Вышли на связь – там половина голову с подушки не подняли. И начали спешно выключать телефон. Недавно прочитала, что на дистанционке появилось новое понятие «кроватный синдром». Самое сложное – обратная связь с детьми. Школьники на уроках хитрят: говорят, что у них зависает интернет, не работает микрофон. Многие разленились. Сейчас есть программы, когда набираешь текст на компьютере, а написано как будто от руки. Присылают работы из интернета. Я сразу забиваю фразу в поисковик – выходит сайт и целиком всё сочинение, которое списали. Есть порталы, где можно делать домашние задания. Стараюсь на учеников не давить. Я всегда думаю о том, как тяжело детям, они же все разные. Кто-то схватывает на лету, кто-то не понимает, но стесняется написать переспросить. Чем старше класс, тем меньше активности на уроке. Есть умнички, которые и на занятиях отвечают, и вовремя присылают все домашние. Мне их даже жалко. Хочется, чтобы дети не теряли свои достижения, пока обучаются на дистанционке.
Я книгу не читал –кино смотрел
– Вы же знаете, что сейчас на уроке русского языка мы разбираем всё на свете. В 11-м классе изучаем тему поколения Z – дети, которые родились с пальцем на экране смартфона. У них клиповое мышление, не воспринимают большой объём информации. Дети в этом не виноваты – время такое. Например, «А зори здесь тихие», небольшая повесть – 190 страниц, но даже этого не могут осилить. Я уже не говорю о таких романах, как «Война и мир». И ты тоже стараешься перестроиться. Ищешь фрагменты из фильма и самые яркие эпизоды выводишь на презентацию, чтобы дети могли представить героя, обстановку того времени. От дистанционного диванного обучения будет много негативных последствий. Школьники во всём надеются на «Гугл», перестают думать, ещё захлестнула игромания.
«Мы научились улыбаться глазами»
– Какое счастье, что дети снова сидят за партами! Пусть даже в такой обстановке. Я получаю удовольствие от того, что просто могу взять мел, что-то написать на доске... И так не хочется уходить после уроков. Пятиклашки у меня новый класс, я их вот только вживую увидела. Тяжело, что с ребятами даже нельзя обняться. Все в масках. Я им говорю: «Ребята, улыбаться глазами тоже можно». Мы научились передавать все эмоции взглядом. Мои дети переживают: «Мама, купи себе для уроков защитный экран». Но это уже совсем смешно: может, ещё и скафандр? Да, ученики отвыкли писать в тетрадях, почерки корявые, думают медленно. Звонков у нас в школе нет. Мы сами смотрим на часы. На перемены классы выходят в разное время. Одноклассники всё равно друг с другом общаются, они соскучились, их не удержать на расстоянии. Это уже не та привычная школа. Дети не бегают по коридорам. Я верю в опасность вируса и считаю, что лучше потерять немного в образовании, чем здоровье. Но вот хожу по школе и чувствую, что уже не будет возврата…
От обновлёнкине убежишь
– Переживаю за будущее детей, особенно выпускников. Я 7 лет веду один класс. Многие хотят уехать после учёбы, но я всех уговорила сдавать ЕНТ. В прошлый выпуск также отказались от ЕНТ, а выехать из-за пандемии не смогли. Бедным абитуриентам пришлось сдавать тестирование в августе, чтобы в Актобе хотя бы поступить на платное обучение. По велению души я участвую в волонтёрском проекте «Школа без границ «1+1». Готовлю особенных детей из разных регионов к ЕНТ. Думаю, что за дистанционным обучением будущее. Надеюсь, не в таком режиме, как сейчас. И обновлёнка всё равно нас к этому ведёт. Надо просто принять новшества, а не читать фейки, что якобы в Великобритании возвращаются к советскому образованию. И учителям уже будет проще вести факультативы за монитором, чем собирать детей в школе. Зато такое чувство взаимопомощи между коллегами из разных регионов по всему Казахстану! Педагоги создали группы и учат преподавать молодых педагогов. И моя школа не бросила учителей на произвол, а помогает, направляет на обучающие семинары, тренинги.
«На переменемою полы»
– Казалось, на дистанционке будет много свободного времени. Вскоре поняла, что времени ни на что не хватает. Раньше была зависимость от телевизора, сейчас неделями его не включаю. В выходные дни стараюсь налепить пельмени или вареники, на всю неделю заморозить, чтобы в любое время отварить в обед или на ужин. На перемене можно помыть дома полы. Муж всегда говорил, что видел только мою спину: то за тетрадями, то за компьютером, а сейчас вообще работа круглосуточно. Знаю педагогов, которые скинут ученикам параграф и упражнения – вот и делайте. Я так вести уроки не могу.
«Скучаюпо педсоветам»
– Мне больше всего не хватает движения. Задыхаешься в четырёх стенах. Режим потеряли, начались проблемы с лишним весом – пришлось ограничивать себя в питании. Мне элементарно не хватает времени на прогулки. Вечером темно, а между уроками не успеваешь. Летом, чтобы развеяться, по выходным с внуками отправлялись в поход. Впервые в жизни обратила внимание на то, как меняется природа осенью. Мы же в бесконечной спешке ничего не замечаем. Картины начала писать маслом. Я вообще так люблю путешествовать, на школьные каникулы всегда куда-нибудь ездила. И детей в Уральск на экскурсию возила, обещала ещё одну поездку. Мы с учениками снимали фильмы, участвовали в фестивалях. Я скучаю по творчеству с детьми. А ещё скучаю по школьным звонкам, шумным переменам и нашим педсоветам.