И вот через несколько лет уже после публикации двухтомника мне попадается в руки небольшой семейный фотоархив Николая Александровича Кавешникова!
И вот где начинаешь по–настоящему понимать, сколько ещё белых пятен присутствует на стасорокапятилетнем историческом поле Актобе.
…Кавешников не был коренным актюбинцем. Рождён в Оренбурге. Ещё подростком, определился в профессии – стал железнодорожником.
Вот как вспоминает в своих записях об отце его дочь Людмила: «Начинал работать в оренбургских паровозоремонтных мастерских, учился на помощника машиниста, затем стал машинистом, участвовал в стахановско–кривоносовском движении – водил тяжеловесные составы.
Министр Бирмы.
Подтверждение этому я нашла в Интернете. В книге «Оренбургская магистраль» о нём упоминается, как о комсомольце Кавешникове, который на участке Оренбург–Саракташ провёл состав в 190 вагонов общим весом 4000 тонн. Во время работы машинистом он предотвратил пять крушений (3 на пассажирских поездах и 2 на грузовых). Случилось даже так, что в один день, он предотвратил сразу два крушения на пассажирском поезде – и в этот день он поседел. А было ему тогда 29–30 лет. Отца часто премировали и награждали: продуктами, именными часами. Приказом № 126 от 24.10.1934 года присвоили почётное звание «Ударник Сталинского призыва».
С 1936 года он работал начальником паровозных служб сначала в Кувандыке, затем с 1938 года в Орске. Проводил реконструкцию этих депо. За работу в Орске в 1939 году его наградили медалью «За трудовое отличие», а награждал его сам всесоюзный староста Калинин в Москве. В 1940 году по приказу Кагановича его назначили начальником паровозной службы Оренбургской железной дороги. В 1941 году папу Приказом ГКО и Министерства путей сообщения СССР назначают руководителем по скоростному строительству бронепоездов. Впервые в условиях паровозных депо было построено 3 бронепоезда и отправлены под Москву.
Президент Индонезии.
В 1942 году за успешное выполнение задания правительства по перевозкам оборонных и народно–хозяйственных грузов был награждён орденом Трудового Красного знамени.
Словом, славный человек приехал в 1942 году в Актюбинск начальником паровозного отделения.
В воспоминаниях Людмилы много интересных моментов об отце. С её слов, Николай Александрович много сделал для создания в областном центре Государственного медицинского института. Не без его участия строился горком (нынешнее здание музыкального училища).
Для сегодняшней же публикации я отобрал несколько фото, связанных с нашим аэропортом.
Интересные, знаете ли, события происходили в середине пятидесятых годов прошлого столетия на перроне аэропорта. С какими историческими персонами встречался Николай Александрович! И тому свидетельство – эти фото.
Последний шах Ирана ...
21 декабря 1955 года. В аэропорту Актюбинска приземляется самолёт ИЛ–14, на борту которого находилась, наверное, самая непредсказуемая личность века двадцатого – Никита Сергеевич Хрущёв. Он возвращался из официальной поездки по Индии вместе с председателем Совета министров СССР Николаем Булганиным. А вот встречали их в Актюбинске Леонид Ильич Брежнев, возглавлявший в это время компартию Казахстана, и многочисленное бюро областного комитета партии, ясное дело, в группе встречавших Хрущёва находился и Николай Кавешников, секретарь горкома.
По дневниковым записям Николая Александровича Никиту Сергеевича пришли встретить более 15 тысяч актюбинцев! Ожидался большой митинг. Но в силу каких–то причин он не состоялся. А вот фотографии получились!
... с супругой.
Ступал на актюбинскую землю и последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви с супругой, шахиней Сорейей Эсфандияри. Согласитесь, эффектная женщина! Случился приезд 30 июня 1956 года. В составе встречавших оказалась и пионерка Мила Кавешникова (на фото она между двумя царствующими особами).
К слову, на фото, где шах Пехлеви один, на дальнем плане оказался в толпе любопытствующих и мой отец, Фёдор Николаевич Тарасенко, в то время директор клуба Актюбинского авиаотряда. Вот такая неожиданная встреча.
Приветствовал Николай Александрович и первого президента Индонезии Сукарно, посетившего наш степной аэропорт в сентябре 1956 года.
А годом ранее, в ноябре 1955, первого Премьер–министра Бирманского Союза У НУ с супругой. Холодно тогда было.
…Будет у меня к вам, уважаемые читатели, просьба: если вы узнали на этих фото самих себя, родственников или друзей, слышали рассказ очевидцев о данных событиях – не стесняйтесь, приходите в редакцию и рассказывайте.