Рогатых отправили в отставку
То, чего давно опасались многие актюбинцы, произошло: с улиц областного центра бесследно исчезли троллейбусы. Власти города решили не тратить больше средства на реанимацию изношенной контактной сети и обновление подвижного состава. Об этом виде транспорта нам теперь будут напоминать лишь старые фотографии и кадры видеохроники. | ||||||||
Когда–то троллейбусы в нашем городе перевозили чуть ли не половину всех пассажиров, составляя солидную конкуренцию автобусам. В последние же несколько лет функционировал только один из пяти существовавших ранее маршрутов, да и то в середине минувшего лета его закрыли.
КАК ХОРОШО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Инициатором развития в Актюбинске нового вида общественного транспорта стал первый секретарь обкома партии Василий Ливенцов. Его идею поддержали на самом высоком уровне.
К строительству тяговых подстанций, административного и производственных зданий приступили в 1979 году. Одновременно устанавливали опоры и тянули контактные сети. Грандиозный для сравнительно небольшого города проект финансировался из республиканского бюджета. Работы вело строительное управление «Казхимэлектромонтаж». Помощь оказывали специалисты из Алма–Аты и других городов Советского Союза. Для запуска линии завозили оборудование, которое выпускали на разных заводах страны: тяговое оснащение – в Запорожье, контактный провод из чистой меди – в Свердловске.
Первую линию открывали 11 августа 1982 года с особой торжественностью. На церемонию перерезания ленточки в Актюбинск специально прилетел первый секретарь ЦК компартии Казахстана Динмухамед Кунаев. На маршрут №1 «Студенческая – парк им.Пушкина» в тот день вышло пять троллейбусов. В этом же году началось движение по маршрутам №3 и №4. Через несколько лет местные специалисты построили и запустили линию вокруг 11–го микрорайона, по набережной Сазды с выездом на автовокзал. К началу 90–х в нашем городе уже было пять маршрутов.
– Первые актюбинские водители троллейбусов обучались в Алма–Ате, – вспоминает главный инженер троллейбусного парка Гиззат АЛДИЯРОВ (на новом предприятии он начинал трудиться электромонтёром тяговой подстанции). – А в 1984 году мы открыли класс у себя, и кадры стали готовить сами. Теорию преподавали инженерно–технические работники парка, а на практике курсанты стажировались у водителей, уже имевших к тому времени определённый опыт.
По словам Гиззата Алдиярова, до развала Советского Союза троллейбусное движение в Актюбинске бурно развивалось. В лучшие годы в парке насчитывалось 64 машины, на линию ежедневно выпускали 49–50 троллейбусов. Водители работали в три смены, а специалисты–ремонтники – круглосуточно. На предприятии была отличная ремонтная база с компрессорным, шиномонтажным, аккумуляторным, токарным и другими цехами. Планировалось открыть маршруты в аэропорт, к заводу «Актюбсельмаш», на рынок Жилгородка. Для новых линий даже опоры поставили (они стоят до сих пор). Но потом наступили тяжёлые времена, и планам не суждено было осуществиться.
БЕЗ ПЕРСПЕКТИВ
К началу 90–х подвижной состав практически исчерпал свой ресурс, а обновления не предвиделось. Поэтому в 1993 году пришлось закрыть 3–й маршрут, спустя семь лет прекратилось движение ещё по трём направлениям. До недавнего времени продолжала функционировать только линия от остановки «Студенческая» до парка имени Пушкина. Поддержание единственного маршрута в рабочем состоянии обходилось государственной казне в копеечку. На приобретение в 2006 году четырёх новых машин производства Башкирского завода потратили 48 миллионов тенге. Спустя четыре года парк пополнился ещё шестью троллейбусами, привезёнными из Караганды, где на экологически чистом транспорте поставили крест.
С тех пор подвижной состав предприятия больше не обновлялся. Ну, а с началом нынешним летом масштабной реконструкции дорог, когда для расширения магистралей потребовалось снимать контактную сеть и демонтировать опоры, городские власти решили не возобновлять троллейбусное движение – бюджет не позволяет, а само предприятие с такой финансовой задачей не справится.
Оставшиеся машины сейчас стоят на приколе, сдавать их на металлолом пока не собираются, ведь троллейбусы ещё вполне могут прослужить несколько лет. Что с ними делать – вопрос остаётся открытым.
По словам Гиззата Алдиярова, водители из парка не уволились. Они переучились (некоторые ещё переучиваются), чтобы сесть за баранки автобусов, благо по тендеру предприятие обслуживает 14 маршрутов.
Получается, что работа парка продолжается, и довольно неплохо, но назвать его теперь троллейбусным как–то язык не поворачивается. Не правда ли?
| ||||||||